"Наказ" Екатерины II
Великой комиссии по составлению проекта нового Уложения
Глава II
8.
Российского государства владения простираются на 32 степени широты, и на
165 степеней долготы по земному шару.
9. Государь есть самодержавный; ибо
никакая другая, как только соединенная
в его особе, власть не может
действовати сходно с пространством
толь великаго государства.
10. Пространное государство
предполагает самодержавную власть в
той особе, которая оным правит.
Надлежит, чтобы скорость в решении дел,
из дальних стран присылаемых,
награждала медление, отдаленностию
мест причиняемое.
11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец
разорительно.
12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
13. Какий предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять
естественную их вольность; но чтобы действия их направите к получению самаго большего ото всех добра.
14. Итак правление, к сему концу достигающее лучше прочих, и при том
естественную вольность меньше других ограничивающее, есть то, которое
наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и
соответствует концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно.
15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах
сих может произвести столько же великих дел, и столько поспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <...>
19. <...> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския
власти.
Глава XI
260.
Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных.
<...>
263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины,
кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих; не узнав же
сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие одних и других от того зависит. <...>
Глава XIII
293.
О рукоделии и торговле.
294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная
торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится.
295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.
296. Сие основано на правиле весьма простом: "Всякий человек имеет более
попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и
никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другий у него отымет".
297. Земледелие есть самый больший труд для человека; чем больше климат приводит человека к избежанию сего
труда, тем больше законы к оному возбуждать должны. <...>
299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред
прочими приведшим состояние.
300. И рукоделам, употребившим в трудах
своих рачение превосходнейшее. 301. Сие
установление в всех земли странах
произведет успехи. Оно послужило и в
наши времена к заведению весьма важных
рукоделий.
302. Есть страны, где во всяком погосте
есть книги, правительством изданныя, о
земледелии, из которых каждый
крестьянин может в своих недоумениях
пользоваться наставлениями.
303. Есть народы ленивые: чтоб истребить
леность в жителях, от климата
раждающуюся; надлежит тамо сделать
такие законы, которые отнимали бы все
способы к пропитанию у тех, кои не будут
трудиться. <...>
311. Человек не для того убог, что он
ничего не имеет, но для того, что он не
трудится; тот, который не имеет
никакого поместья да трудится, столь же
выгодно живет, сколько имеющий дохода
сто рублей да нетрудящийся.
312. Ремесленник, который обучил детей
своих своему искусству, и то дал им в
наследие, оставил им такое поместье,
которое размножается по количеству
числа их.
313. Земледелие есть первый и главный
труд, к которому поощрять людей должно,
вторый есть рукоделие из собственнаго
произращения.
314. Махины, которые служат к сокращению
рукоделия, не всегда полезны. Если что
сделанное руками, стоит посредственной
цены, которая равным образом сходна и
купцу и тому, кто се сделал, то махины,
сокращающие рукоделие, то есть
уменьшающий число работающих, во
многонародном государстве будут
вредны. <...>
317. Торговля оттуда удаляется, где ей
делают притеснение, и водворяется там,
где ея спокойствия не нарушают.
319. Во многих землях, где все на откупу,
правление государственных сборов
разоряет торговлю своим неправосудием,
притеснениями и чрезмерными налогами;
однако оно ее разоряет, еще не
приступая к сему затруднениями, оным
причиняемыми, и обрядами, от оного
требуемыми.
320. В других местах, где таможни на вере,
весьма отличная удобность торговать,
одно слово письменное оканчивает
превеликия дела. Не надобно купцу
терять напрасно времени, и иметь на то
особливых приставников, чтобы
прекратить все затруднения, затеянныя
откупщиками, или чтоб покориться оным.
321. Вольность торговли не то, когда
торгующим дозволяется делать, что они
захотят; сие было бы больше рабство
оные. Что стесняет торгующего, то не
стесняет торговли. В вольных областях
купец находит безчисленныя
противуречия, а там, где рабство
заведено, он никогда столько законами
не связан. Англия запрещает вывозить
свою волну и шерсть; она узаконила
возить уголье в столичный город морем;
она запретила вывозить к заводам
способных лошадей, корабли, из ее
американских селений торгующие в
Европу должны н якорях становиться в
Англии: она сим и сему подобным
стесняет купца, но все в пользу
торговли.
328. Истинное правило есть не исключать никакого народа из своей торговли без важных причин.
329. Во многих государствах учреждены с хорошим успехом банки, которые, доброю своею славою изобретши новые знаки
ценам, сих обращение умножили. Но чтоб в единоначальном правлении таковым учреждениям безопасно верили, должно сии банки присовокупить к
установлениям, святости причастным, независящим от правительства и жаловальными грамотами снабденным, к которым никому не можно и не должно
иметь дела, как то: больны, сиротские домы и прочее, чтобы все люди были уверены и надежны, что государь денег
их не тронет никогда, и кредита сих мест не повредит.
330. Некоторый лучший о законах писатель говорит следующее: "Люди, побужденные действиями, в некоторых
державах употребляемыми, думают, что надлежит установить законы, поощряющие дворянство к отправлению торговли; сие было бы способом к разорению
дворянства без всякой пользы для торговли. Благоразумно в сем деле поступают в тех местах, где купцы не
дворяне; но они могут сделаться дворянами: они имеют надежду получить дворянство, не имея в том
действительнаго препятствия; нет у них другаго надежнейшаго способа выйти из своего звания мещанскаго, как
отправлять оное с крайним рачением, или иметь в нем счастливые успехи, - вещь, которая обыкновенно присовокуплена к
довольству и изобилию. Противно существу торговли, чтобы дворянство оную в самодержавном правлении делало;
погибельно было бы сие для городов, так утверждают императоры Онорий и Феодосии, и отняло бы между купцами и
чернью удобность покупать и продавать товары свои. Противно и существу самодержавного правления, чтобы в оном
дворянство> торговлю производило. Обыкновение дозволившее в некоторой державе торги вести дворянству,
принадлежит к тем вещам, кои весьма много способствовали к приведению там в безсилие прежняго утвержденнаго правления".
331.
Есть люди сему противного мнения, разсуждающие, что дворянам неслужащим дозволить можно торговать с тем
предписанием, чтобы они во всем подвергали себя законам купеческим.
Глава XV
357. О дворянстве.
358. Земледельцы живут в селах и деревнях
и обработывают землю, из которой
произрастающие плоды питают всякаго
состояния людей: и сей есть их жребий.
359. В городах обитают мещане, которые
упражняются в ремеслах, в торговле, в
художествах и науках.
360. Дворянство есть нарицание в чести
различающее от прочих тех, кои оным
украшены.
361. Как между людьми одни были
добродетельнее других, а при том и
заслугами отличались, то принято
издревле отличать добродетельнейших и
более других служащих людей, дав им сие
нарицание в чести; и установлено, чтоб
они пользовались разными
преимуществами, основанными на сих
выше сказаных начальных правилах.
362. Еще и далее в сем поступлено:
учреждены законом способы, каким сие
Достоинство от государя получить можно,
и означены те поступки, чрез которое
теряется оное.
363. Добродетель с заслугою возводит
людей в степень дворянства.
364. Добродетель и честь должны быть
оному правилами предписывающих любовь
к отечеству, ревность к службе,
послушание и верность к государю, и
безпрестанно внушающими, не делать
никогда безчестного дела.
365. Мало таких случаев, которые бы более
вели к получению чести, как военная
служба, защищать отечество свое,
победить неприятеля онаго, есть первое
право и упражнение приличествующее
дворянам.
366. Но хотя военное искусство есть самый
древнейший способ, коим дос-тигали до
дворянского достоинства, и хотя
военныя добродетели необходимо нужны
ко пребыванию и сохранению государства.
367. Однако же и правосудие не меньше
надобно во время мира, как и в войне; и
государство разрушилося бы без онаго.
368. А из того следует, что не только
прилично дворянству, но и приобретать
сие достоинство можно и гражданскими
добродетелями так, как и военными.
369. Из чего паки следует, что лишити
дворянства никого не можно, кроме того,
который сам себя лишил онаго своими
основанию его достоинства противными
поступками, и сделался чрез то звания
своего недостойным.
370. И уже честь и сохранение
непорочности дворянского достоинства
требуют, чтоб такий сам чрез поступки
свои, основание своего звания
нарушающий, был по обличении исключен
из числа дворян и лишен дворянства.
371. Поступки же, противные дворянскому
званию, суть измена, разбой, воровство
всякаго рода, нарушение клятвы и
данного слова, лжесвидетельство, кое
сам делал или других уговаривал делать,
составление лживых крепостей, или
других тому подобных писем.
372. Одним словом, всякий обман,
противный чести, а наипаче те действия,
кои за собою влекут уничижение.
373. Совершенство же сохранения чести
состоит в любви к отечеству и
наблюдении всех законов и должностей,
из чего последует:
374. Похвала и слава, особливо тому роду,
который между предками своими считает
более таких людей, кои украшены были
добродетелями, честию, заслугою,
верностию и любовию к своему отечеству,
следовательно, и к государю.
375. Преимущества же дворянския должны
все основаны быть на вышеписанных
начальных правилах, составляющих
существо дворянского звания.
Глава XVI
376. О среднем роде людей.
377.
Сказано мною в XV главе: в городах
обитают мещане, которые упражняются в
ремеслах, в торговле, в художествах и
науках. В котором государстве дворянам
основание сделано сходственное с
предписанными правилами XV главы; тут
полезно также учредить основанное на
добронравии и трудолюбии, и к оным
ведущее положение, коим пользоваться
будут те, о коих здесь дело идет.
378. Сей род людей, о котором говорить
надлежит, и от котораго государство
много добра ожидает, если твердое на
добронравии и поощрении к трудолюбию
основанное положение получит, есть
средний.
379. Оный, пользуясь вольностью, не
причисляется ни ко дворянству, ни к
хлебопашцам.
380. К сему роду людей причесть должно
всех тех, кои, не быв дворянином, ни
хлебопашцем, упражняются в художествах,
в науках, в мореплавании, в торговле и
ремеслах.
381. Сверх того, всех тех, кои выходить
будут, не быв дворянами, изо всех и
предками нашими учрежденных училищ, и
воспитательных домов, какобы те
училища звания ни были, духовныя или
светския.
382. Также приказных людей детей. А как в
оном третьем роде суть, разных степени
преимуществ: то не входя в подробность
оных, открываем только дорогу к
разсуждению об нем.
383. Как все основание к сему среднему
роду людей будет иметь в предмете
добронравие и трудолюбие: то напротив
того, нарушение сих правил, будет
служить к исключению из онаго, как то на
пример, вероломство, неисполнение
своих обещаний, особливо, если тому
причина лень или обман.
Полное собрание законов
Российской империи. Т. XVIII.
Даты: 18 в. Источник: . 1917 - 1940. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./ Сост. .А.С. Орлов и др. М., 2000 Опубликовано в INTERNET: 2001, декабрь