Ибн-Батута о татарах Абу-абдаллах Мухаммед Ибн-Батута
Подошла ставка, которую они называют Урду
- су (Орда), и мы увидели большой
город, движущийся со своими жителями; в нем мечети и базары да дым от кухонь,
взвивающийся по воздуху: они варят [пищу] во время самой езды своей, и лошади
везут арбы с ними. Когда достигают места привала, то палатки снимают с арб и
ставят на землю, так как они легко переносятся. Таким же образом они устраивают
мечети и лавки. Мимо нас нроехали жены султана, каждая из них со своими людьми отдельно... Подъехал султан и расположился в своей ставке отдельно... Когда
Когда приходит одна из них [хатуней], то султан встает перед нею и держит ее за руку, пока она всходит на престол. Что касается Тайтуглъ , то она царица и самая любимая из них [жена] у него. Он идет к ней навстречу до двери шатра, приветствует ее и берет ее за руку, а когда она взойдет на престол и усядется, тогда только садится [сам] султан. Все это происходит на глазах людей, без прикрытия. Затем приходят старшие эмиры, для которых поставлены скамьи справа и слева. Со всяким человеком их, когда он приходит в собрание султана, приходит слуга со скамьей. Перед султаном стоят царевичи: сыновья дяди его, братья его и родственники его, а насупротив их, у дверей шатра, стоят дети старших эмиров, и позади их стоят начальники войск, справа и слева. Потом входят на поклон люди по разрядам, каждый разряд в три [человека], кланяются, отходят и садятся в отдалении. По окончании полуденной молитвы царица между хатунями уходит; затем уходят и прочие из них и провожают ее до ее ставки, а по входе ее в нее каждая на арбе своей уезжает в свою ставку. При всякой [ из них] около 50 девушек, верхами на конях. Перед арбой до 20
старых женщин, верхами на конях, между отроками и арбою, а позади всех около 100
невольников из молодежи. Перед отроками около 100 старших невольников верховых и
столько же пеших, с палками в руках своих и с мечами, прикрепленными к поясам
их; они [идут] между конными и отроками... Сарай Город Сарай [один] из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его
кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а
доехали до другого конца его только после полудня, совершили [там] молитву
полуденную, поели и добрались до [нашего] жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его в ширину; пошли и вернулись через полдня, и [все] это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы; одна из них шафййская . Кроме того, еще чрезвычайно много [ других ] мечетей. В нем [живут] разные народы, как-то: монголы—это [настоящие] жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки; черкесы; русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест живут в [особом] участке, где стена ограждает имущество купцов. |
Даты: нач. 14 в.
Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940
Опубликовано в INTERNET: 2002,август
История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница
© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008