Глава восьмая -- ПРЕОБЛАДАНИЕ
ЗАДАЧ ВНЕШНИЙ ПОЛИТИКИНАД ЗАДАЧАМИ ВНУТРЕННЕГО
УПРАВЛЕНИЯ
Время императора Александра I Благословенного
(1801—1825)
§ 141. Воспитание и характер императора Александра I.
Император Александр I родился в 1777 г. и был воспитан императрицей Екатериной, которая
так же отобрала его от родителей, как у нее самой когда-то отобрала сына Павла
императрица Елизавета. Воспитывая Александра, Екатерина восхищалась им, находя
внука красивым и даровитым мальчиком. Она звала малютку «мой Александр»,
прочила его
себе в наследники и мечтала воспитать и образовать его в своем духе и направлении.
Она назначила к нему попечителем генерала Н.И. Салтыкова, а главным наставником
Александра сделала швейцарского гражданина Фридриха-Цезаря Лагарпа. Как физическое
так и
умственное воспитание Александра шло по "наставлениям"
написанным самой
Екатериной, и было строго согласовано с либеральными идеями века. Лагарп должен был
воспитывать своего питомца «по законам разума и в принципе добродетели». Он умел
войти в дружбу с Александром и приобрел его привязанность на всю жизнь. Сам убежденный
либерал и республиканец, Лагарп воспитывал в Александре наклонность к политической
свободе и к равенству и отвращение от деспотизма. Юный Александр вместе с Лагарпом
мечтал
о возможности водворения в России республиканских форм правления и об уничтожении
рабства. В то же время, следуя за новыми литературными веяниями, Александр
усваивал себе сентиментальные вкусы и отличался чрезвычайною мягкостью манер и
обращения. Его доброта, веселость, вежливость и обходительность прельщали всех.
Казалось, что жизнь молодого великого князя была полна
ля и радости.
Между тем он в глубине души не мог не чувствовать себя несчастным.
Положение его между бабушкою и отцом было очень тяжело. Екатерина готовила в
Александре прямого себе преемника и против пи делала Александра соперником
отцу его Павлу. Она и не скрывала от Александра своей холодности к Павлу Петровичу. В то
же время Павел как бы ревновал Александра к Екатерине и требовал от сына сочувствия к
себе. Александр хотел сохранить расположение и. так и бабушки и с обоими
держался одинаково любовно, скрывая свои истинные мысли и чувства, являясь обоим
всегда одинаково преданным и любящим. В нем выработалась поэтому
привычка при всяких обстоятельствах играть роль и носить на себе личину, он
всегда превосходно владел собой и умел прятать свое внутренне настроение под
видом внешней любезности и довольства. От многих получил он поэтому название
"очаровательного сфинкса":
его обаянию нельзя было не поддаться, но его истинные чувства нельзя было
узнать.