Вернувшись из путешествия,
Петр сразу обнаружил свое новое настроение. Приехав в Москву, он даже не заехал
в московский дворец, а прямо проехал в свое Преображенское. Своей жены Евдокии
Федоровны он не видел, а заглазно послал ей приказ идти в монастырь. Против воли
отвезли ее в Суздаль и там постригли (в Покровском монастыре, где была
пострижена жена великого князя Василия III Ивановича Соломония). Сына своего
Алексея (родившегося в 1690 г.) Петр отдал на попечение сестры своей царевны
Натальи.
При первом же приеме придворных в Преображенском Петп дал им приказ впредь
носить короткое европейское платье вместо длинного русского и брить бороды. Он
сам резал бороды и окорачивал кафтаны у тех, кто упрямился. Право носить
бороду сохранили только духовенство и крестьянство. Горожане могли покупать это
право, уплачивая известную пошлину и получая ежегодно «бородовой знак». С
принудительной переменой внешности узаконялось и вообще господство
западноевропейских обычаев в русской жизни Одним из внешних знаков этого
господства стало установление нового летосчисления. До тех пор в Москве считали
годы от сотворения мира и праздновали новый год «на Семен день» 1 сентября.
Отпраздновав 1 сентября 1699 г. наступление нового 7208 г. по старому счету,
Петр велел 1 января вновь праздновать новый 1700 г. и впредь считать годы от
Рождества Христова, как и в прочих православных странах.
Одновременно с первыми шагами своих культурных преобразований Петр начал свой
страшный стрелецкий розыск.
Стрелецкое возмущение 1698 г. произошло оттого, что стрелецкие полки, выведенные
из Москвы в Азов и на польскую границу, были очень недовольны своим положением.
Стрельцы видели нелюбовь и недоверие к ним царя, понимали, что их удалили из
столицы надолго, и ожидали, что стрелецкое войско будет вовсе уничтожено. Стоя
на границах в тесноте и грязи, получая скудное довольствие, стрельцы роптали и
посылали в Москву за вестями, чего им ждать далее. Когда из Москвы пришли
смутные и вздорные вести, что царя в царстве нет и что впереди надо ожидать
только дурного, стрельцы не выдержали. Несколько стрелецких полков вышло из
повиновения и двинулось к Москве - к своим семьям и хозяйствам. Навстречу
ослушникам из Москвы вышли регулярные войска с пушками. При первой же встрече с
ними (у Нового Иерусалима, или Воскресенского монастыря) стрельцы положили
оружие и побежали. Их переловили и наказали: многих казнили, а прочих посадили
под стражу.
Возвратясь в Москву, Петр нашел, что дело о стрельцах недостаточно исследовано и
преступники недостаточно наказаны. Начался новый «сыск» (следствие) и пытки. Под
пытками некоторые стрельцы показали, что их поднимала на бунт царевна Софья из
Новодевичьего монастыря, где она жила. Хотя этот оговор/и не был достаточно
доказан, однако Петр поверил ему. Он объявил вину сестры выборным от народа,
приглашенным во дворец и велел постричь Софью в монахини в том же Новодевичьем
монастыре. Стрелецкое же войско Петр решил вовсе уничтожить. До 2 тыс.
стрельцов было казнено смертью в разных концах Москвы. Остальные стрельцы были
распущены из полков, и их было даже запрещено принимать в солдаты. Так
разделался Петр со стрелецким войском, в котором в дел оплот своих недругов и
семя всякого зла.