Итак, внутренняя жизнь
государства при царе Алексее Михайловиче сопровождалась многими потрясениями.
Точно так же и в церковном быту того времени происходили важные и тревожные
события, связанные с деятельностью патриарха Никона. По смерти Филарета
Никитича (1633) патриарший престол в Москве занимали лица небольших дарований
и малодеятельные (.Иоасаф и Иосиф). Значение их в государственной жизни было
невелико. С поставлением же в патриархи Новгородского митрополита икона (1652)
патриаршество в Москве достигло снова такого же блеска и силы, как при
Филарете. Произошло это по той причине, что патриарх Никон пользовался
неограниченным доверием и любовью царя и сам по себе был замечательным
человеком.
Происходил Никон из крестьян Нижегородского уезда. В детстве
видел
он много горя от своей мачехи и ушел из семьи в Макарьев -Желтотоводский монастырь
на Волге. В то время Макарьев монастырь процветал и имел большую библиотеку.
От природы очень способный, Никон в монастыре успел приобрести много знаний и
любовь к книжному чтению; но он там не принял монашеского сана, так как отец
вызвал его из монастыря обратно домой. По смерти отца Никон женился и стал сельским священником у себя на
родине. Высокий, красивый, звучно читавший, прекрасно говоривший, молодой
священник получил
такую славу, что был приглашен переехать в Москву. В Москве он служил около десяти
лет, а затем когда умерли все его дети, он убедил жену постричься в
монахини и сам ушел на Белое море, на Соловецкие острова. Там он
постригся, получив монашеское имя Никона взамен мирского имени Никиты.
Впоследствии Никон стал игуменом Кожеозерской пустыни (близ р. Онеги). По делам своей пустыни пришлось ему быть в Москве и лично явиться царю Алексею.
Царь был поражен величественною наружностью сурового монаха и его сильною
речью и настоял на том, чтобы Никон перешел с Кожеозера в Москву. В Москве
Никона поставили архимандритом в Новоспасский монастырь, принадлежавший роду
Романовых, и он еженедельно являлся к царю Алексею во дворец для доклада о
монастырских делах и для душеспасительной беседы. В это-то время и укрепилось
влияние властолюбивого и энергичного монаха на юного и впечатлительного
государя. Царь души не чаял в Никоне и при первой же возможности настоял на
посвящении его в архиереи. Никон был назначен митрополитом в Великий Новгород,
где проявил большие административные способности и выказал необыкновенное
мужество при усмирении мятежа. Всего три года был Никон митрополитом: после
кончины патриарха Иосифа царь пожелал избрания в патриархи своего любимца, и в
1652 г. Никон, вызванный в Москву, был избран на патриаршество.
Однако, когда царь объявил Никону в Успенском соборе об избрании его на
патриарший престол, Никон решительно отказался от патриаршества. Его долго
упрашивали, и он дал свое согласие лишь тогда, когда царь и все бывшие в
соборе, плача, обещали ему «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и
отца краснейшего». Это обещание Никон разумел в том смысле, что ему даются
особые полномочия и высшая власть. Царь Алексей своим отношением к Никону
поддерживал в нем такую мысль. Он почтил Никона титулом «великого государя»,
которым в свое время пользовался как царский родитель патриарх Филарет. Уезжая
на войну с Речью Посполитою (1654), царь поручил Никону все управление
государством и попечение над царскою семьею. В руках Никона сосредоточились не
только церковные, но и государственные дела. Без него ничего не,
предпринималось и не решалось во дворце. Никон стал как бы соправителем царя;
он сам называл свое правление «державою» и свою власть открыто равнял с
государевою. Так понимал Никон свое патриаршество.