Его
политика. Летом возвратился из плена в Москву отец царя Михаила,
Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан,
после смерти патриарха Гермогена (1612) и избрания на царство Михаила, берегли
для государева отца. Тотчас по возвращении Филарета в столицу он был
поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то
время, которым именовали только царя. Таким образом, в Москве стало два
государя установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и
опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам
современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и
пользовался таким влиянием, что и сам царь не выходил из его воли. До самой
своей кончины (1633) он правил государством с редкою энергией и твердостью.
При нем лишились своего значения Салтыковы и вообще не стало сильных
фаворитов. В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор
и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предположен
ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой
равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То, что
было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большою твердостью и
настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей.
Что касается администрации, то главные заботы Филарета направлялись на
улучшение управления местного, в уездах и городах. Мы знаем (§58), что при
Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди,
«губные старосты» и «земские судьи». В смутное время, когда война и грабежи
охватили все государство, во все города были посланы из Москвы военные власти,
«воеводы», которым временно были вверены не только военные, но и все
гражданские дела. Воеводы заменили, таким образом, самоуправление своим
единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своею властью, брали
взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали
цели, потому что приказные дьяки в Москве покрывали воевод и тоже требовали
себе «посулов» и «взяток», разоряя просителей. Великие государи, узнав об этом,
принимали разные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия.
Был, между прочим, устроен особый «приказ», в котором приближенные к государям
бояре должны были рассматривать дела о служебных злоупотреблениях и о всяких
обидах и насилиях "сильных людей". Но так как эта мера не помогла и в далеких
областях воеводы в надежде на безнаказанность, продолжали самовольства и
насилия, то решено было отозвать воевод, а жителям в городах предоставить
по-старому выбирать себе губных старост из н- Однако эта попытка восстановить
самоуправление тоже не имела полного успеха. В городах было тогда мало годных к
делу жилых дворян, так как все они обыкновенно бывали на государевой службе, в
войске или в служебных посылках. Поэтому губных старост не из кого было
выбирать, и горожане продолжали жаловаться на плохое управление. И в самой
Москве продолжались злоупотребления дьяков: дела тянули в бесконечной
«волоките», требовали взяток и решали дело в пользу того, кто больше дал.
Таким образом несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось. Равномерность в распределении государственных
повинностей также не была вполне достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с
земским собором в 1619 г. великие государи постановили произвести полную опись
всех населенных земель государства в «дозорных книгах» и «писцовых книгах» и
на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести в пользу
государства каждый землевладелец. Совершив эту опись, постановили следить за
тем чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою
меру, по справедливости. Однако злоупотреблений в этом отношении было много.
Служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые — от платежей и
повинностей, жалуясь на то, что они разорены смутою и не в силах служить и
платить. Желая помочь населению
и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, принимали
ряд мер для устройства сословий.