§ 73. Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы.
К осени 1611 г. положение Московского государства стало отчаянным. Поляки
занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со
Смоленском перешли во власть короля другие города по юго-западной границе.
Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари,
захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть
государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и
своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не
желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены
самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы первые знали, что
делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное:
оплакивая свое погибшее царство просили Бога, чтобы Он сохранил хотя
бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему
приходил конец.
В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных
представителей духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий - Сергиев монастырь
поступил под руководство нового архимандрита Дионисия.
Дионисий, которого наша церковь чтит преподобным, был человек исключительной доброты
и благородства. Он необыкновенно развил благотворительную и патриотическую
деятельность своего славного монастыря. Братия монастыря призревала больных и
раненых, хоронила умерших, одевала и кормила бедных, собирая их отовсюду, где
только могла найти. Для того, чтобы обеспечить безопасность в смутное время себе
и своим призреваемым, монастырь должен был просить защиты и помощи у казачьих
бояр Трубецкого и Заруцкого (с которыми особенно был дружен известный келарь
монастыря Авраамий Палицын). В тоже время власти монастыря считали своим долгом
нравственно действовать на народ, побуждая его соединиться против врагов веры и
государства, против короля и поляков. В монастыре составлялись грамоты,
призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить
из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что
русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной,
разогнав из-под Москвы земских людей. Всех русских людей одинаково призывали
монахи на подвиг за веруй отечество в своих отлично составленных, красноречивых
грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова
объединить в одном патриотическом движении. Но нетак думал патриарх Гермоген,
живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за
нежелание служить Сигизмунду. Он видел, что созванное им ополчение проиграло
свое дело и распалось от казачьего воровства. Он знал, что казаки, имея в своих
таборах Марину Мнишек, задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана,
называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом,
патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам
и бороться с ними как с лютыми врагами. Когда к нему проникал и его почитатели
за благословением и поучением, Гермоген устно передавал им свою мысль о
необходимости борьбы с казачеством. Когда было можно, он писал грамотки о том же
в города. Сохранилась такая его грамотка, посланная к нижегородцам.
Итак, в дни общего уныния и растерянности духовенство поднял свой голос и
громко звало к борьбе за родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные
всякого иного руководства, кроме увещания духовных отцов, вступали в сношения
между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город
послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил.
Взяли, наконец, нижегородцы. В главе их городской общины, и везде, стоял и
земские старосты. Один из них, Козьма Минин отличался громадным
умом и железной энергией. Под влияем грамотки Гермогена он начал дело народного
объединения тем, н предложил своим согражданам собрать казну и на нее устроить
войско. Нижегородцы согласились и постановили приговор, по которому каждый
домовладелец обязан был дать на ратных людей «третью деньгу», то есть одну треть
своего годового дохода или же товара; были, сверх того, и добровольные
пожертвования. Для сбора денег был всем миром избран тот же Козьма. Когда дело
было налажено, тягл ые люди оповестили нижегородского воеводу князя
Звенигородского и соборного протопопа Савву Ефимьева о своем намерении устроить
ополчение для очищения Москвы. Те собрали весь город, духовных, служилых и
тяглых людей, в городской собор, прочитали Троицкую грамоту, которая тогда
пришла в Нижний - Новгород, и объявили приговор тяглого нижегородского мира.
Протопоп Савва и Минин говорили речи о необходимости идти на освобождение
государства от внешних и внутренних врагов. Решили сбирать ополчение и выбрали в
его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который недалеко от Нижнего
жил в своей вотчине и лечился от ран, полученных им при разорении Москвы. Затем
начали из Нижнего посылать грамоты в ближайшие города, объявляя о своем
ополчении и приглашая присоединиться к нему. В этих грамотах нижегородцы прямо
говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков, и не дадут им
делать никакого воровства.
Таково было начало Нижегородского ополчения. К ноябрю 1611 г. Пожарский уже
приехал в Нижний и начал устраивать войска. По его желанию, Минин принял на себя
заведование деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611—1612 гг. к Нижнему
присоединилось много городов (от Казани до Коломны), и у Пожарского собралось
большое войско, с которым он мог выступить в поход. Так подмосковные
казаки враждебно отнеслись к земскому движению и сочли его за мятеж против
своего правительства, то они послали свои отряды на север противодействовать
нижегородцам. Вот почему весною 1612 г. Пожарский пошел не под Москву, а в
Ярославль, главный город среднего Поволжья. Он желал прогнать казаков из северных
областей и присоединить северные города к своему ополчению. Это ему удалось.
Целое лето провел он в Ярославле, устраивая и дела. В то время, как под Москвою
его враги, поляки и казаки, взаимно стерегли друг друга и в непрерывной борьбе
ослабляли свои силы, Пожарский окончательно устроил свое войско и собрал в
Переяславле земский собор, которому и вверил управление всею землею и всем своим
войском. В составе этого собора было духовенство с митрополитом Кириллом во
главе. (Патриарх Гермоген уже скончался в начале 1612 г. под стражею в Москве, и
Пожарский считал престарелого, жившего на покое, Кирилла как бы заместителем патриарха.) Участвовали в соборе и те немногие бояре, которые избе ли московской
осады и польского плена и приехали в Ярославль и собор к Пожарскому были
присланы из многих городов выборных люди от служилого и тяглого населения. Таким
образом, состав собора был полон и правилен. Была мысль, не спеша, под Москвою,
в Ярославле всею землею избрать и государя. Но обстоятельства заставили
идти под Москву.
В июле 1612 г.Пожарский получил известие, что король
Сигизмунд
посылает гетмана Хоткевича с войском и провиантом на помощь своему московскому
гарнизону. Нельзя было пропустить Хоткевича в Москву, потому что он надолго бы
укрепил польскую власть в столице. Ярославское ополчение заторопилось к Москве.
Казаки бывшие в таборах под Москвою, относились к Пожарскому настолько
враждебно, что даже подсылали к нему убийц, которые только случайно его не
убили. Поэтому земское ополчение, подходя к Москве очень остерегалось казаков и
стало отдельно от казачьего лагеря. Казаки же, думая, что Пожарский пришел на
них, испугались. Большая половина их с Заруцким и Мариною Мнишек убежала от
Москвы и пошла к Астрахани, где Заруцкий задумал устроить особое казачье
государство под покровительством Персидского шаха. Другая же половина казаков, с
князем Трубецким во главе, пыталась вступить в переговоры с Пожарским. Эти
переговоры еще не привели к миру и согласию, как пришел Хоткевич и напал на
войско Пожарского. Шла жестокая битва, казаки вообще действовали вяло и в
решительную минуту не думал и помочь Пожарскому. Только тогда, когда
Авр. Палицын усовестил их, они опомнились, — и русские отбили гетмана. Хоткевич
ушел обратно, не успев оказать польскому гарнизону в Кремле никакой помощи.
Русские же рати помирились и дружно повели осаду. Трубецкой и Пожарский
соединили свои «приказы» и своих дьяков в одно правительство и начали «всякие
дела делать заодно», управляя вместе ратью и государством. Через два месяца,
именно 22 октября 1612 г., русские взяли приступом Китай-город.
Истощенные голодом и борьбою, поляки не могли долее сопротивляться: они дошли в
осаде даже до людоедства. Вскоре после потери Китай - города польский начальник Струсь сдал Пожарскому и Кремль. Москва была, таким образом, освобождена. В
память великого события ополчение поставило церковь на Красной площади в
Москве (теперь Казанский собор) и установило праздновать день 22 октября. Король Сигизмунд после неудачи Хоткевича сам было пожелал идти на помощь своим
московским «сидельцам», но опоздал. Он появился с небольшим войском в
окрестностях Москвы в самом конце 1612 г.и, встретив повсюду дружный
отпор, отступил назад. Московские люди, избавившись от этой последней опасности,
могли, наконец, подумать об избрании царя.