§ 50. Внешняя политика Ивана III. Дела с татарами.
Во время Ивана III
существовали уже три самостоятельных татарских орды в пределах нынешней России.
Золотая орда, истощенная усобинами, доживала свой век. Рядом с нею в XV в.
образовалась в Черноморье Крымская орда, в которой утвердилась
династия Гиреев (потомков Али- Гирея). В Казани, как мы знаем (§ 45), золотоордынские выходцы основали также в середине XV в., особую орду,
объединив г властью финских инородцев, мордву, черемису, вотяков. Пользуясь
несогласиями и постоянными междоусобиями среди татар, Иван
III, исподволь добился того, что подчинил Казань
своему влиянию и сделал своим подручником казанского хана , «царя» {тогда
ханов москвичи называли царями). С Крымским царем у Ивана III образовалась
прочная дружба, так как оба они имели общего врага, Золотую орду, против
которой и действовали вместе. Что же касается до Золотой орды, то Иван III
прекратил всяки зависимые к ней отношения: не давал дани, не ехал в орду, не
оказывал почтения хану. Рассказывали, что однажды Иван III
даже бросил на
землю и топтал ногою ханскую «басму», то есть тот знак (вероятно, золотую
пластинку с надписью), который хан вручил своим послам к Ивану как
доказательство их полномочий и власти Слабый Золотоордынский хан Ахмат пытался
действовать против Москвы в союзе с Литвою; но так как Литва не давала ему
верной помощи, то он ограничивался набегами на московские границы. В 1472 г.
он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти на самую Москву.
В 1480 г. он повторил свой набег. Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат
пришел на р. Угру, в пограничные между Москвою и Литвою места. Но и здесь он
не получил никакой помощи от Литвы, а Москва встретила его сильною ратью. На
Угре стали друг против друга Ахмат и Иван III - оба в нерешимости начать
прямой бой. Иван III велел готовить столицу к осаде, отправил свою жену Софью
из Москвы на север и сам приезжал с Угры к Москве, боясь как татар, так и
своих родных братьев. Они были с ним в ссоре и внушали ему подозрения в том,
что изменят в решительную минуту. Осмотрительность Ивана и медлительность его
показались народу трусостью, и простые люди, готовясь в Москве к осаде,
открыто негодовали на Ивана. Духовный отец великого князя, архиепископ
ростовский Вассиан, и словом, и письменным «посланием» увещевал Ивана не быть
«бегуном», а храбро стать против врага. Однако Иван так и не решился напасть
на татар. В свою очередь, и Ахмат, простояв на Угре с лета до ноября месяца,
дождался снегов и морозов и должен был уйти домой. Сам он скоро был убит в
усобице, а его сыновья погибли в борьбе с Крымскою ордою, и самая Золотая орда
окончательно распалась (1502). Так окончилось для Москвы «татарское иго»,
спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным. Но не
окончились для Руси беды от татар. Как крымцы, так и казанцы, и нагаи, и все
мелкие кочевые татарские орды, близкие к русским границам и «украйнам»,
постоянно нападали на эти украйны, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили
с собою людей и скот. С этим постоянным татарским разбоем русским людям
пришлось бороться еще около трех столетий.