Если не считать Владимира
Мономаха, бывавшего лишь наездом в своем Суздальском владении, то первым князем Суздальским следует назвать Мономахова
сына Юрия Долгорукого. Он смолоду жил в Суздале и много положил
труда на устройство своего княжества. Но он принадлежал еще к тому
поколению князей, для которых главные интересы были связаны с
Киевом. Когда для Юрия явилась надежда получить великое княжение в Киеве, он обратил все свое внимание на юг, принял участие в усобицах
южных князей и, добившись успеха, в 1154 г. переехал в Киев, где и умер в 1157
г. Свою далекую лесную вотчину, в которой он поставил много городов, он
променял, таким образом, на беспокойный Киев.
Не таков был его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. Вместе с отцом он хозяйничал
на севере и вместе с отцом воевал на юге. Когда Юрий завладел Киевом и
основался в нем, он посадил Андрея вблизи от себя, в Вышгороде (верстах в 15
от Киева вверх по Днепру). Но Андрей не имел намерения долго оставаться на
юге. Вопреки желанию отца, он ушел в Суздальскую землю и поселился в своем
городе Владимире на Клязьме, который давно был дан ему отцом. Когда же Юрий
умер (1157), то ростовцы и суздальцы приняли к себе князем именно Андрея, мимо
его братьев. Таким образом, Андрей соединил в своих руках всю Суздальскую
область. Но он не оставил своего маленького Владимира и не перешел в старшие
города. Желая быть «самовластцем» в Суздальской земле, он прогнал оттуда
своих братьев, разогнал от себя наиболее самостоятельных и строптивых бояр и
поставил себя независимо от городских вечевых собраний. Веча бывали «по
старине» в старых городах Ростове и Суздале; поэтому-то Андрей и не хотел жить
там. Живя в своем собственном Владимире или вблизи от него, в селе Боголюбове
(от которого происходит его прозвище), Андрей чувствовал себя полным хозяином
и властвовал нераздельно. Для того, чтобы поднять значение Владимира, бывшего
простым «пригородом» Ростовским, Андрей принимал особые меры. Он обстроил,
расширил и укрепил город; не жалея средств, он создал в нем несколько изящных
каменных храмов, по тому времени богатых и обширных. (Своеобразно-красивая
архитектура древнейших храмов Суздальской Руси и их замечательные скульптурные
украшения доставили большую известность и славу этим храмам. Их роскошь и
изящество свидетельствуют о высоком развитии художественного вкуса и техники и
о значительном богатстве их строителей, князей XII—XIII вв.—Прим. авт.) Из
этих храмов в особенности замечателен Успенский собор. Он стал главною
святынею Владимира и всей Суздальской Руси, в особенности с той поры, как .
Андрей поместил в нем чудотворную икону Божьей Матери, написанную, по
преданию, евангелистом Лукою. Андрей вывез эту икону из Вышгорода, когда
переселился на север; позднее (1395) она была помещена в Московском Успенском
соборе, где находится и ныне (§45).
Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской
области, Андрей желал влиять на дела киевские и новгородские и стремился к
преобладанию во всей Русской земле. В Новгороде он хотел держать князей, от
него зависимых, и по большей части успевал в этом. Новгородцы не один раз
восставали против Андрея и его подручников; в 1170 г. они успели нанести
решительное поражение войскам Андрея, прогнав их от Новгорода и
набрав столько пленных, что продавали их за мелкую монету. Но в конце концов
Суздальский князь одолел новгородцев, так как, кроме военной силы, в его руках
находилось действительное средство против Новгорода: Андрей закрывал границы
своей земли для новгородских купцов и не допускал подвоза к Новгороду хлеба из
Поволжья. Доведенные до голода, новгородцы поневоле искали ми-па с Андреем и
мирились «на всей воле» великого князя. Андрей желал властвовать и в Киеве.
Когда на Киевском княжении сел его племянник Мстислав Изяславич (§18), Андрей
послал против него войско, которое и овладело Киевом (1169). Два дня суздальцы
грабили и жгли стольный город, после чего Андрей, не приехав сам в Киев, отдал
его одному из своих младших братьев. Живя у себя во Владимире, он, однако,
носил имя великого князя и требовал повиновения себе от южных князей, против
же ослушников посылал свои войска. Так окраинный Суздальский князь
распространил свое влияние на все Русские области.
Властолюбивый и деспотичный, Андрей Боголюбский представлял собою новый тип
князя, стремившегося к единовластью не только в своей семейной вотчине, но и
во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые, привычные порядки, не
любили Андрея; напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя,
видели в Андрее идеал государя. Оба взгляда на него — и враждебный, и
сочувственный — отразились в летописях, в которых мы читаем похвалы Андрею
рядом с осуждением. Властный характер Андрея был, однако, так тяжел для
окружавших его, что в 1175 г. собственная дворня убила Андрея в его любимом
селе Боголюбове и разграбила его дворец.
После смерти Андрея в его земле произошла усобица. У Андрея не было сыновей.
Старшие города Ростов и Суздаль призвали его племянников, а младшие Владимир и
Переяславль — его братьев. Между князьями началась борьба, в которой приняли
живое участие и горожане. Старшие города были побеждены; город Владимир
окончательно получил первенство в Суздальской области, и в нем укрепился
призванный владимирцами князь Всеволод, младший брат Андрея (прозванный
«Большим Гнездом»). Княжение Всеволода Юрьевича (1176 — 1212) было временем
расцвета Суздальского княжества. Старейшинство Всеволода было признано во всех
краях Русской земли. Новгородцы были во всей воле Суздальского великого князя;
он распоряжался и Киевом, потому что, как говорится в летописи,
"положила на нем старейшинство вся братия во Владимирове
племени"; даже далекие галичские князья искали у него поддержки.
О его могуществе в «Слове о полку Игореве» поэтично сказано, что
Всеволод может "раскропить Волгу веслами, а Дон шлемами вылить": так много у него рати.
Еще при жизни Всеволода начались несогласия в его семье. Старший
сын великого князя Константин навлек на себя гнев Всеволода
те, что хотел возвратить старому Ростову старшинство пред новым
Владимиром и говорил отцу: «дай мне Владимир к Ростову». Всеволод собрал у
себя на совет духовенство и дружину и торжественно лишил Константина
старшинства, оставив после себя великое княжение второму сыну — Юрию.
Константин не примирился со своим подчиненным положением и при первом же
удобном случае попытался вернуть себе старейшинство. Он воспользовался враждою
Новгорода к его братьям и соединился с новгородцами. Следуя примеру Всеволода,
великий князь Юрий и его младшие братья (Ярослав и Святослав) желали держать
Новгород в безусловном подчинении и озлобили новгородцев. Те обратились к
одному из Монамахо-вичей старшей линии, Мстиславу Мстиславичу Удалому. Удалой
пришел в Новгород из своего Торопца и повел новгородцев на суздальских князей
в самую Суздальскую землю. С Мстиславом - то и соединился Константин против
своих родных братьев. Решительная битва между противниками произошла недалеко
от Владимира, на речке Липице (1216). Победили новгородцы с Мстиславом и
Константином. Юрий убежал с поля битвы, отказался от великого княжения и отдал
Владимир Константину; Новгород же вышел из зависимости от суздальских князей.
С этой поры в Суздальской области не стало единодержавной власти. Область
разделилась на несколько княжений; великий князь сидел во Владимире, а его
братья и племянники сидели в других городах и мало зависели от великого князя.
Великое княжение потомки Всеволода наследовали по родовому порядку: брат после
брата, племянник после дяди. Отличие Суздальской Руси от древней Киевской
состояло только в том, что в городах не было вечевого устройства и князья были
полными хозяевами в своих «уделах» — так стали называться их владения.