Лекция
17. Советская Россия в начале и середине 20-Х годов
проф. Камынин В..Д.
Вторая половина XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех.
ун - т, Екатеринбург, 1995
4.
Россия и мир
Внешняя политика Советской страны после окончания гражданской войны определялась рядом важных обстоятельств. Большевики не сразу отказались от своих надежд на мировую революцию и продолжали ее подталкивать прежде всего по линии Коминтерна, а также путем поддержки антиправительственных группировок в целом ряде стран. В русле этой политики можно рассматривать помощь РКП(б) в организации коммунистических партий во многих государствах мира, ориентирование их активных действий по дестабилизации обстановки в своих странах и приход к власти. Кульминацией этой политики стали события 1923 г. в Болгарии и Германии и лишь поражение компартий в этих странах заставило РКП (б) официально отказаться от подталкивания мировой революции. Однако эта политика создавала напряженные отношения между СССР и правительствами ряда государств и прежде всего с Великобританией. В 1924 г. консервативные элементы этой страны использовали так называемое письмо Зиновьева от имени Коминтерна в адрес английских коммунистов для того, чтобы лишить лейбористскую партию власти и обострить советско-английские отношения. В 1926 г. поддержка
СССР английских горняков привела к новому обострению этих отношений и даже к временному их разрыву в 1927 г.
Второе обстоятельство, определившее направления внешней политики советской политики в 20-е гг., заключалось в желании использовать межимпериалистические противоречия, которые обострились после провала антисоветской интервенции, и укрепить международное положение Советской России. Это направление советской внешней политики оказалось успешным, в чем имеется несомненная заслуга руководства Наркомата иностранных дел и прежде всего Г. В. Чичерина.
Первым делом Советское правительство урегулировало отношения со своими ближайшими соседями, и уже в начале 20-х гг. были подписаны межгосударственные отношения с Эстонией, Литвой, Финляндией, Польшей, Ираном, Афганистаном и Турцией. Заключая договоры с этими государствами, советская сторона меньше всего настаивала на решении пограничных вопросов, делая большие территориальные уступки. Это можно объяснить желанием обезопасить себя от возможной агрессии извне, путем отодвигания плацдарма для возможного нападения на Россию подальше от своих границ. Во-вторых, в плане надежд на скорую мировую революцию уступки собственной территории рассматривались как временные.
Несомненно, Советское правительство было заинтересовано в установлении нормальных отношений с развитыми странами Запада как политических, так и экономических. Об этом свидетельствовали меры, разработанные
В. И. Лениным в начале 20-х гг., направленные на создание условий для привлечения иностранного капитала в экономику страны. Однако исходя из реальной ситуации, когда правительства Англии и Франции заняли непримиримую позицию в вопросе о возвращении долгов царского и Временного правительств и возмещении убытков иностранных компаний в результате национализации их собственности, советская сторона не могла рассчитывать на восстановление отношений России со странами Антанты в полном объеме. Для того чтобы выйти из экономической и политической изоляции, руководство Наркомата Иностранных Дел (НКИД) очень умело
использовало противоречия, которые имелись в западном мире как между победителями, так и особенно между победителями и побежденными в мировой войне.
Результатом такой политики стало заключение целого ряда договоров между Советской Россией и Германией и именно советско-германские отношения стали в 20-е гг. для советской страны приоритетными во внешней политике. Они переросли в чисто политические и экономические рамки, глубоко укоренились в военной области. Советское правительство рассматривало взаимоотношения между руководством РККА и рейхсвером как выгодные для себя и с этой целью предоставило германским военным собственную территорию для становления вооруженных сил Германии в обход Версальского договора.
Распад единого антисоветского блока заставил страны Антанты пересмотреть свое отношение к Советской власти. Уже в марте 1921 г. было заключено англо-советское торговое соглашение, которое рассматривалось на Западе как явный успех советской дипломатии, свидетельствующий о наличии противоречий в капиталистическом мире. О прорыве политической изоляции России свидетельствовало участие ее официальных представителей на Генуэзской и Лозанской конференциях, обсуждавших важные -международные вопросы. Наконец, приход в 1924 г. в Англии и Франции к руководству левых сил привел к выходу СССР из дипломатической изоляции в результате установления нормальных отношений с этими государствами.
Таким образом, Советская Россия в 20-е гг. проводила активную и достаточно успешную внешнюю политику. Ей удалось избежать новой войны, наладить нормальные политические отношения с большинством соседей и крупных европейских государств, за исключением Великобритании. Развитие советско-германских отношений свидетельствовало о способности советской дипломатии умело использовать межимпериалистические противоречия. Что касается экономических отношений России со странами Запада, то за исключением отношений с Германией, Советскому государству не удалось выйти из экономической изоляции, не оправдались надежды большевиков на концессии и другие формы привлечения иностранного капитала в экономику страны. Единственным средством экономических взаимоотношений являлся товарообмен, осуществляемый на основе строго соблюдаемой монополии внешней торговли. Успехи нэпа в области сельского хозяйства позволили Советской стране во второй половине 20-х гг. вновь выйти на мировой рынок продажи хлеба, чтобы получить хотя бы небольшое количество иностранной валюты, так необходимой для развития тяжелой индустрии.