Реформы митрополита Макария ( 16 в. )

Параллельно

государству и церковь стремилась обновиться в условиях централизации : с помощью православного царя устранить накопленные веками собственные недостатки, чтобы на самом деле стать достойной того мирового вселенского призвания на которое она претендовала.

STYLE="text-indent: 1.5em; text-align: justify; margin: 0.8em 0pt; padding: 0pt">Но прежде, чем приступить к критике и исправлению недостатков русской церкви, митрополит Макарий осуществил два значительных мероприятия: 1) собрал воедино всю известную к тому времени на Руси церковную литературу и 2) канонизировал всех известных святых русской церкви.

В первом случае речь идет о создании Макарием и его сподвижниками знаменитых "Великих Четьих Миней" (от греч. menaios - месячный и древнерусского четий - предназначенных для чтения) - грандиозный сборник средневековой церковной литературы, содержащим жития святых, "слова" и поучения отцов церкви (Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста и др.) расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти каждого святого и предназначенных для назидательного чтения на каждый день.

Этот труд, состоящий из 12 больших иллюстрированных томов и насчитывающий 27 тыс. страниц наряду с каноническими текстами включал целиком сборники "Пчела", "Златая цепь", "Историю Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Христианскую топографию" Космы Индикоплова, повесть "Валам и Иосаф" и многие другие оригинальные памятники древнерусской литературы. По сути дела это была многотомная церковная энциклопедия.

Несмотря на очевидную компилятивность "Четьих Миней" их составление заняло долгие годы. "Писал есьми, - сообщает Макарий, - сия святые книги в великом Новгороде, как есьми там был архиепископом, а писал есьми и собирал и во едино место совокуплял двунадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя серебра и всяких почестей".

При отсутствии книгопечатания это собрание не могло иметь прикладного значения, т.к. было доступно весьма узкому привилегированному кругу лиц, живущих в столице. Но та цель, с которой Макарий взялся за это дело, была достигнута: русская церковь теперь имела осязаемое подтверждение своего полного ведения святоотеческой мудрости, и, следовательно, могла считать себя вправе руководить судьбами православия во всем мире.

Во-вторых, Макарий при составлении "Четьих Миней" убедился в том, что русская церковь имеет многочисленный сонм святых угодников, но большая часть их не была торжественно канонизирована, или чтилась местно. Между тем особое положение русской церкви в новых условиях требовало торжественного прославления всех русских святых. Сразу после венчания Ивана IV на царство в 1547 г. митрополит обратил внимание царя на это обстоятельство, в следствии чего в 1547 и 1549 гг. были созваны церковные соборы и на них были канонизированы 39 святых ( до этого насчитывалось 22 русских общепочитаемых святых).

Таким образом, политическое объединение Русского государства нашло свое отражение и в объединении русской национальной святыни и митрополит Макарий в параллель с князьями-собирателями Руси может быть назван собирателем русской церкви.

Когда были приведены в известность и учения и святые русской церкви, то можно было заняться и другими сторонами ее жизни. Этому и был посвящен собор, открывшийся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегии церкви. Кроме того, инициаторы реформы намеривались соединить земское строение с "многоразличным церковным исправлением", чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви.

Стоглавый собор прежде всего заслушал две речи царя - краткую устную и более обширную письменную. В устной речи царь молил отцов церкви "не обленитеся изрещи слово к благочестию единомысленно о православной церкви, нашей христианской вере и о благосостоянии святых Божиих церквей и о нашем благочестивом царствовании". В письменной речи он, как и в речи на Земском соборе 1549 г., каялся в грехах и призывал к тому же всю землю.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008