Роль митрополита Макария в венчании Ивана IV на царство

    Роль Макария[f

ont color="#000000"] в венчании Ивана IV на царство несомненна. Но при этом надо иметь в ввиду, что осуществив венчание Ивана Васильевича Макарий руководствовался прежде всего интересами самой церкви. С его точки зрения венчанный церковью на христианское царство православный царь, по примеру древних византийских императоров, юридически и немедленно должен был взять под свое попечение удовлетворение ближайших и неотложных нужд русской церкви. А эти нужды определялись тем, что Русская Церковь по глубочайшему убеждению Макария, осталась на земле единственно чистой выразительницей христианской истины, но в то же время продолжала страдать и очевидными бытовыми недостатками. Митрополит поэтому считал своей жизненной задачей - с помощью православного царя исправить эти недостатки и явить миру заключенные в русской церкви сокровища и добродетели, чтобы она на самом деле стала достойной своего мирового вселенского призвания.

   Участие церкви в создании идеологии формирующегося самодержавия, конечно не ограничивалась в середине 16 века составлением Макарием чина венчания на царство. Прославлением сотрудничества между монаршей властью и церковью проникнуты и "Степенная книга" и "Никоновская летопись", вышедшие также из макарьевского окружения.

   В частности, в "Степенной книге" с целью возвеличивания русского православия, помещено сказание о посещении Руси апостолом Андреем, причем к рассказу о водружении апостолом в новгородских пределах жезла, сделан комментарий - что тем самым апостол "прообразоваше божественным крестом (в Киеве) в рустей земле священное чиноначалие (т.е. иерархию, церковь), жезлом же прообрази в Руси царское скифетроправление"

   В той же "Степенной книге" затем помещена повесть о Мономаховом венце или вымышленная история передачи царских регалий и царского сана Владимиру Всеволодовичу Мономаху греческим императором Константином. В 1552 г. эта повесть была вырезана на затворах царского места, устроенного в Успенском соборе Кремля.

   В "Никоновской летописи" родословная Ивана IY выводится из римских и византийских императоров: он в ней предстает не больше не меньше как потомок римского императора Августа. Вся история возвышения Москвы трактуется в летописи как история возвышения и расцвета находящейся под божественным покровительством династии Рюриковичей, достойным продолжателем которой является Иван Васильевич.

   Тем самым с венчанием Ивана IY на царство получает логическое завершение идея "Москвы - Третьего Рима". Однако нужно иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что даже формально определившись, эта теория ни при Иване IY, ни в последующем не использовалась в качестве российской государственной доктрины. По своему внутреннему духу она была чужда православному царству. На языке своего времени это довольно внятно выразил сам Иван Грозный, когда в 1581 г. в разговоре с папским послом Антонием Поссевино ответил на предложение, приняв унию с Римом, получить от него помощь в завоевании Константинополя, следующими словами: "Мы в будущем восприятия малого хотим, а здешнего государства всее вселенные не хотим, что будет ко греху поползновение".

   Таким образом, новый титул - царь, в сочетании и с без того пышным титулом "Государя и великого князя Московского, Владимирского и прочих земель", делал его носителя равным по чину императору Священной Римской империи, ставил выше европейских королей - датского, шведского, французского и многих иных, уравнивал с восточными соседями - казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси. Гепертрофированное честолюбие Ивана получило величайшее удовлетворение.

   Но еще на протяжении многих лет Иван ощущал внутреннюю неуверенность в своем праве на этот титул, тем более, что на первых порах реальной власти у него не прибавилось (об этом говорят события 1553 г.), а ближайший сосед - великий князь литовский, упорно отказывался за Иваном этот титул признавать. Этим объясняется и то, что даже 10 лет спустя после коронации, Иван IY в 1557 г. отправляет в Константинополь архимандрида Феодорита с тем, чтобы получить от вселенского патриарха формальное подтверждение на принятый титул. Богатые подарки сделали свое дело и Иосаф II прислал на Русь в 1562 г. "соборную грамоту", в которой Ивану Васильевичу давалось право "быти и зватися царем законно и благочестиво". Патриарх объявлял московского государя "царем и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана". И только после этого Грозный имел достаточное основание, чтобы смотреть на свою власть, как на теократически абсолютную, сопротивление которой равносильно сопротивлению Богу.

   В последующие годы аристократизм Ивана Грозного разрастался до гигантских размеров: он отказывает в "братстве" шведскому королю Густаву 1 Вазе из - за его "мужицкого" происхождения, польскому королю Стефану Баторию колет в глаза его избирательной властью ("Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь Всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению"). Даже английской королеве Елизавете 1 (которую он называл "сестрой любителной, любной") , в момент обострения англо-русских отношений в 70-х годах, он писал: "...у тебя мимо тебя люди владеют, а не токмо люди, но и мужики торговые... А ты прибываешь в своем девическом чину, как есть пошлая (т.е. обычная) девица".

   Царский титул укреплял личную власть царя. Благо же подданных вообще не входило в систему ценностей Ивана. Он был убежден, что нравственный и христианский долг его подданных - служить царю, "а не отметаться своего работного ига и владычества своего государя", ибо они "от Бога повинные ему рабы", которых государь волен казнить и жаловать: "А жаловати своих холопей вольны, а и казнить вольны же". В этой блестящей формуле отчеканена суть самодержавного деспотизма. Так начинался один из самых мрачных периодов российской истории. Наступало время Ивана Грозного.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008