Монашество и монастыри

   Исторически к нам пришло особножитийное монашес

тво из Греции. Основатели монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские (II в.) ввели общежитие, но позже оно вновь было вытеснено особностью и Сергию[/b] принадлежит заслуга окончательного восстановления общежития. Не случайно, когда в сентябре 1392 г. Сергий скончался, летописец упомянул о нем как о "начальнике" всех русских монастырей, т.е. о том, кто положил им начало.
     Основанный Сергием под Радонежем в 1340-41 гг. монастырь вначале то же был особножитийный. До поры до времени Сергий дозволял монахам иметь некоторую собственность в кельях. Но с ростом монастыря и братии это становилось неудобным. Возникла разность в положении монахов, зависть, нежелательный дух вообще. Сергий хотел более строгого порядка, приближающегося к первохристианской общине. Монастырь живет общиною. Таким образом это был не только новый порядок, но и сама система отношений 

   Его ученики создали немало монастырей построенных на таких принципах. Так историк Костомаров Н.И. сообщает нам, что один из учеников Сергия Павел удалился из троицкого монастыря в дремучий Комельский лес на р. Грязовице и долгое время жил "в липовом дупле на подобие птицы", а потом перешел на р. Нурму (Вологодская обл.)" и там основал Обнорский монастырь. Другой ученик Сергия Авраамий основал четыре монастыря близ Галича (Костромская обл.). В тех же местах после смерти Сергия и Иоаков основал Железноборский монастырь и т.д. Всего на прямую с именем Сергия, его первых учеников связано основание почти трех десятков монастырей. Не ослабевает это напрвление и впоследствии. "... С 19 века, - пишет В.О.Ключевский, - движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке сравнялись с городскими (42 и 42), в 15 веке превзошли их более, чем в двое (52 и 27), в16 - в 1,5 раза (51 и 35) ... пустынный монастырь воспитывал в брастстве ... особое настроение; складывался особый взгляд на задачи иночества ... Так из одиночных, разлющенных местных явлений складывалось широкое колонизационное движение, еоторое, исходя из нескольких центров, в продолжении четырех столетий проникало в самые непреступные медвежьи углы и усеивало монастырями лесные дебри средней и северной России".

   Особо важно то. что в 14 веке монастыри играли не только роль подвижнических центров. Уже говорилось, что полукочевое государство Золотая орда имела более 100 городов, а Северо-Восточная Русь всего 50. Это было возможным только потому, что золотоордынские города были построены русскими руками и на русское серебро. Но так или иначе, такая несоразмерность существовала. Меняться ситуация начала именно с основания многочисленных монастырей, каждый из которых был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, сюда приезжали купцы, так зарождался город. Русь обрастала новыми землями. Таким образом, своей реформой, своим образом жизни, своими делами Сергий Радонежский не только давал народу надежду на возрождение, но и дельно это возрождение подготовлял.


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008