Теория "Москва - Третий Рим"

Политическая направленность подобных рассуждений в наши дни вполне очевидна.

Тем не менее именно в княжение Ивана Васильевича происходит первоначальное оформление доктрины первопреемства Москвы от Константинополя. Уже затем, на протяжении почти двух столетий, эта доктрина будет развиваться и видоизменяться, чтобы в конце - концов во время Петра Великого быть поглощенной имперской идеей.
    Дело в том, что брак Софии с великим русским князем имел значение передачи наследственных прав потомства Палеологов русскому великокняжескому дому. И вовсе не важно, что один из братьев Софии Андрей в духовном завещании "отказал" (а скорее всего продал) свои права на Восточную Римскую империю не Ивану III, а государям Кастилии Фердинанду и Елизавете. В глазах русских князей передача прав византийских православных монархов какому-нибудь королю - латиняну не могла казаться законной, и в этом случае гораздо более права представлялось за Софиею, которая оставалась верна православию, была супругой православного государя, должна была сделаться и сделалась матерью и праматерью его преемников.
   Не следует, однако, преувеличивать значение личности Софии: если бы ее вовсе не было при московском дворе, все равно московский великий князь осознал бы свою силу и полновластие. К этому вел весь ход российской истории. заносное поверие ни как не смогло бы укорениться на российской почве, не найди оно благодарного приема у того человеческого свойства, которое издревле считается корнем всех пороков - гордости. Это свойство, пожалуй, в равной степени было свойственно как государю, так и подданным в 15 веке. "Великий князь, - пишет Платонов, - изменил свое обращение с окружающими: стал держать себя не так просто и доступно, как прежде, требовал знаков почтения к себе, стал взыскателен и легко опалялся н бояр". Что касается народа, то ему все больше и больше становится свойственна "мессианская идея, которая проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма. Русское религиозное призвание связывалось народом с величием русского государства и исключительным значением русского царя" (Л. Бердяев). Даже среди темного народа пошли фантастические легенды, связывающие деревянный город на Москве - реке со смутно понимаемыми событиями библейской и античной истории.

   Вне всякого сомнения очень скоро нашлись и "теоретики" из числа тогдашних публицистов, которые облекли смутно ощущаемое московским государем величие в литературные формы. Московский митрополит Зосима первым в своем извещении о пасхалии на восьмую тысячу лет (1493) назвал князя Ивана Васильевича "новым Константином" - "новому граду Москве". Свое классическое завершение идея "Москвы - Третьего Рима" получает в "Послании Мисюрю Мунехину на звездочетцев" старца Спасо - Елизарова Великопустынного монастыря Филофея (начало 16 века): "... вся христианские царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росеское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".  

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008