Лжедмитрий I (Рострига)

Хронология жизни

1601 год - первое достоверное упоминание о Лжедмитрии I - он появляется при дворе польского князя Константина Островского  1604 год - Представлен королю Сигизмунду в Кракове Принимает католичество Помолвка с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы 15 августа - начало похода на Москву 1605 год 21 января - войско Лжедмитрия разбито при Добровичах 13 апреля - смерть Бориса Годунова 7 мая - переход войска П.Ф.Басманова на сторону самозванца 20 июня- торжественный въезд в Москву Раскрыт заговор бояр во главе с Василием Шуйским 21 июля -венчание на царство 10 ноября - заочное обручение с Мариной Мнишек в Кракове 1606 год 8 мая - венчание с Мариной Мнишек в Москве Ночь с 16-го на 17 мая - заговор бояр, бунт в Кремле, убийство Лжедмитрия I

Соборный приговор о чернеце Отрепьеве (1604 г.}
«Собрание государственных грамот и договоров», т. II, стр. 164.

   Юния в 12 день, царь и великий князь Борис Федоровичъ всея Русии, с отцем своим святейшим Иовом патриархом всея Русии, и с сыном своим благородным царевичем князем Феодором, со всем освещенным собором с митрополиты, и архиепископы, и владыки и архимандриты, игумены и со всемь своим царским синклитом, видя божеское на нас, за грехи наша, праведное прещение, яко вестный всем и знаемый вор, чернец, бывший сын боярский, по реклу Отрепьев,  бежав в ляхи, назвался царевичем Димитрием, которой, как всем ведомо, по приключению скончася во граде Угличе, и погребен тамо; а сей злохищный львичище солсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украиные грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребили, а ввести проклятую латинскую папежскую веру, его же повелехом всюду в церквах святых и по торжищам клясти; войска же наши вельми оскудеша: овии прелыцени тем вором, к нему предалися, многие казаки, забыв к нам крестное целование, нам изменили, инные от долгаго стояния изнурились и испроторились, в домы разошлись, и тако воям нашим зело умалившимся; многие же люди, имея великия поместья и отчины, а службы не служат ни сами, ни их дети, ни холопы, и живут в домах, не пекущеся о гибели царства и о святой церкви, Первее бо не толе слуги святителей и монастырей, но сами старцы, священницы и диаконы, в нашествие нечестивых, множицею на войну исхождаху, крепце вооружахуся, храбро борющеся за святую православную веру и за вся христианы, не щадя кровь свою проливаху; мы же сего не возхотехом, да не опустеют храмы божие без пения, и не престанет их к богу теплая молитва за вся борющиеся и страждующие в воинстве, а судихом и повелехом, да вси патриарши, митрополичи, архиепископли и епископли и монастырей слуги, колике ях есть годных, вскоре собрався, со всяким поспешением, со оружием и запасы идут в Калугу к бояром нашим и воеводам князю Федору Ивановичу Мстиславскому с товарищи, а останутся токмо престарелые и немощные, - под тяжким нашим гневом и казнью.

Отрывок взят из "Повести князя Ивана Михайловича Катырева - Ростовского", напечатанной в "Русской исторической библиотеке", т. XIII

 " Рострига возрастом мал, груди широки имея, мышцы толсты; лице же имея не царского достояния, препростое обличие имея, и все тело его велми помраченно. Остроумен же, паче и в научении книжном доволен, дерзостен и велеречив велми, конское рыстание любляше велми, на враги своя ополчителен, смел велми,храбрость и силу имея, воинство же любляше. Таков бе Рострига".

Поход Лжедмитрия I

(Отрывок взят из той же повести)

   Той же Рострига, названный царевичь, приходит к единому порубежному городку от Северских городов, Монастыревской зовомый и посылает писание свое во град, яко он есть царевичь Дмитрей, его же Борис Годунов повеле убита, и милостию же божиею избавлен бысть ото убиения, идет доступати отеческаго своего престола. Людие же городка того радуютца о том радостию великою зело и приимают его с честию. И оттоле посылает от себя грамоты во град в Чернигов и во град Путивль, во все грады Северскыя страны, яко он есть царевичь Дмитрей, сохранен от смерти, идет на царский престол. Воеводы же Черниговскые, яко крепкые поборницы, князь Иван Ондреевичь Татев и князь Петр Михайловичь Шеховский, и Путивльскые воеводы, Михаиле Михайловичь Салтыков да князь Василей Михайловичь Мосалской, никако того восхотеша прияти и поведают о нем народу, дабы не сумневалися о том, яко ложь есть, а не истинна: той есть существенной рострига Гришка Отрепьев, а не царевичь Дмитрей, и идет на разорение христианский веры. Народи же градов тех возопиша гласом велиим, да пойманы будут воеводы яко изменницы суть и единогласникы Бориса Годунова: не хотя видети прироженнаго государя на Московском царствии, поведают нам сия пустошная словеса!
- И пойманных воевод и связанных ведут безчестне до нареченнаго царевича и предают ему, грады в руце ево, Путимль и Чернигов и ины грады страны Северския. И ту собирает воинство великое Литовского народу и тамо жителствующих Северских людей, и грядет под Северский Новгородок, и тамо ево облягает и  утвержаетца обозами, и начинает по городу стреляти и всяческими домышленьми досегати, какобы ему град той одолети. В том же граде бысть воеводы от царя Бориса князь Никита Романович Трубецкой да Петр Федоровичь Басманов; той же Петр Басманов многое дивное о себе творяше и град ополчением своим мужески защищаше.Предреченный же бояре и воеводы к царю Борису, князь Федор Ивановичь Мстиславский и князь Дмитрий Ивановичь Шуйской с товарищи своими, со многою ратию приидоша под он Новгородок на избавление его и составиша брань велию зело с Ростригою и с воинством его. И брань плит жесточайшая на обе страны, падают трупие мертвых семо и овамо, на конец же той брани, греха ради православного християнства, побежденно быша Московское воинство, уже давшеся бегству. Поляцы же усты меча гонят, в крови християнской руце свои обагриша, и начальника всего Московского воинства, князя Федора Ивановича Мстисловского, поранивше зело, и с коня его низвергоша, и отвезен бысть з бою ранен.     И тако плит брань жесточайшая чрез день; уже солнцу уклоншуся на запад и покрыся земля ношною тмою, и тако преста брань. Рострига с воинством поиде на свои станы, а воеводы царя Бориса, отшед от городка якобы едину 10 верст, и тамо шатры поставиша и почиша сном. И от тое брани Рострига возвратиея во град Путимль и нача к собе. войско Литовское призывати и, собрав войско велие зело, устремися пойти на воевод Московского воинства; началницы же и воеводы всего Московского воинства никако сего ужасошася и поведенное царем Борисом вся исполняют. Поидоша против Ростриги, и сошедшимся има в месте, глаголемом Чемлиге, и ту составиша брань жесточайшую; блистают сабелныя лучи, аки солнце, падают трупия мертвых семо и овамо, и тако бысть брань велия. Ростригино же войско помалу оскудеваше и вдашася бегству; Московстии же народи поля обретают и усты меча гонят, овых же убивают, овых уязвляют, овых низлагают; тако побеждени быша Поляцы.

Окружная грамота  Лжедмитрия I о войне с царем Борисом (1604 г.)
«Акты Археографической экспедиции», т. II, № 26, стр. 76.

  От царевича и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии (в койждо град именно) воеводам и дияком и всяким служилым людей, и всем гостем и торговым и черным людей. Божиим произволением, его крепкою десницею покровенного нас от нашего изменника Бориса Годунова, хотящаго нас злой смерти предати, и бог милосердый злокозненного его помысла не восхоте исполнити и меня господаря вашего прирожденного бог невидимою рукою укрыл и много лет в судбах своих сохранил, и яз царевич и великий князь Дмитрий Иванович ныне приспел в мужество, с божиею помощью иду на престол прародителей наших, на Московское государство, на все государьства Росийского царьствия. И вы б, наше прирожение, попомнили православную християнскую истинную веру и крестное целование, на чем есте крест целовали отцу нашему, блаженныя памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии, и нам, чадом его, что хотели добра во всем: и вы ныне нашего изменника Бориса Годунова отложитеся к нам и впредь уже нам, государю своему прироженному, служите и прямите и добра хотите, как отцу нашему, блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии; а яз вас начну жаловати, по своему царьскому милосердому обычаю, и наипаче свыше в чести держати, и все православное християньство в тишине и в покои и во благоденьственном житии жити учинити хотим.

О гибели самозванца на сайте "Хроники Харона"


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008

Сайт создан в системе uCoz