Русская  Правда  

     До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, внесенных в некоторые летописи и церковно-юридические сборники. Большинство списков относятся к XV - XVI вв. древнейшим из них является Синодальный (название происходит от Синодальной библиотеки, где этот список хранился), датируемый ок. 1282 г.; Троицкий список (из Троице - Сергиева), близкий по тексту к Синодальному, относится ко второй половине XVI в.
  Все списки распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшей редакцией, подготовленной не позднее 1054 г., является Краткая Правда, которая состоит из «Суда Ярослава Владимировича» (в литературе обычно называют «Правдой Ярослава») (ст. 1-18), «Правды Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава Изяслава, Святослава и Всеволода (ст. 19-41), «Покона вирного» (ст. 42), «Урока мостников» (ст. 43).
   Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на «Суд Ярослава» (ст. 1-52) и «Устав» Владимира Мономаха (ст. 53-121).
   Сокращенная редакция появляется в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.
   В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и зависимых людей (существовали также промежуточные и переходные категории). Юридические привилегии (нормы о повышенной - двойной - ответственности за убийство представителя привилегированного слоя, об особом порядке наследования недвижимости - землю - для представителей этого слоя) распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, тиунов, огнищан.
   Свободными людьми были и посадские люди, и смерды-общинники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности в пользу государства. Свободный смерд обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю - только сыновьям). Закон защищал личность и имущество смерда.
   Существовали, однако, и зависимые смерды, закупы, находившиеся в кабальной зависимости и наиболее бесправные - холопы (рабы). Все, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Закон регулировал источники зависимости (самопродажа, рождение от раба, совершение преступления и как наиболее частый, хотя в Русской Правде и неупоминаемый, - плен).
   В древнейшей части Русской Правды весьма заметны следы прежних обычаев (право кровной мести, например, которое только при сыновьях Ярослава было ограничено: убийство окончательно было заменено денежным штрафом — выкупом). В «Правде Ярослава» упор сделан на регламентацию наказаний со стороны княжеского суда. В «Правде» сыновей и внуков Ярослава значительное число статей посвящается уже княжескому хозяйству, изображая администрацию крупного владения того времени.
   Русская Правда, таким образом, - не застывший всеобъемлющий свод законов,  а целая серия разновременных юридических установлений, постепенно расширяющих круг вопросов, охватываемых ими.
   Основная тенденция этой эволюции заключалась в том, что от княжеского домениального закона Русская Правда постепенно разрасталась как сборник норм феодального права вообще.

Даты: 11 в.
Источник: 
Памятники русского права. М., 1956. Вып. IV. С. 232—261.
Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008