V. Во второй половине XIX века

5.2. Переселения в пореформенное время

  После того, как в 1861 г. крепостное право в России было отменено, в стране стал быстро развиваться капитализм. В городах и промышленных центрах возникали новые фабрики и заводы, рос рабочий класс. В деревне среди крестьянства, получившего в результате реформы личное освобождение, но потерявшего часть надельных земель, стало наблюдаться все более глубокое социальное расслоение: с одной стороны, выделялась небольшая часть зажиточных крестьян, с другой, — основная их масса беднела, разорялась и вынуждена была уходить в города в поисках заработка и пропитания или же отправляться на южные и восточные окраины, на Урал, в Сибирь.
    Помещики, потерявшие после реформы безраздельное право на эксплуатацию подневольного труда крепостных, стали остро испытывать нехватку рабочих рук в своем хозяйстве. Недостаток рабочей силы особенно ощущался в помещичьих хозяйствах многоземельных, еще слабо заселенных окраин, к каким относился тогда и Оренбургский край. Здесь большие массивы помещичьих земель пустовали, не принося дохода. Оренбургские помещики поэтому стали на кабальных условиях предоставлять свои земли переселенцам, число которых с каждым годом возрастало. Они вынуждены были соглашаться, так как свободных казенных земель становилось все меньше и поселение на них было крайне затруднительно из-за нерасторопности и противодействия местных властей.
 &nbs�м решением. Сделавшись митрополитом Новгорода Никон при помощи увещаний усмирил там мятеж и этим еще более привязал к себе царя.

191. Никон — патриарх. Появление раскола. По смерти бывшего в то время патриарха (Иосифа) «Церковный собор», созванный в Москве, избрал в патриархи, по указанию царя, Никона. Пользуясь царским доверием, новый патриарх ревностно стал искоренять церковные беспорядки. Некоторые иконы писались в то время по образцам польским, немецким, а не византийским, как было в старину; Никон вооружился против таких икон: они были отобраны, сожжены или зарыты в землю; вместе с тем, по настоянию патриарха, были захвачены в домах знатных картины, органы, купленные за границею, и также преданы огню.
В рукописных богослужебных книгах, по невежеству или по нерадению переписчиков, часто встречались ошибки: так, имя Спасителя писалось Исус вместо Иисус; встречались даже уклонения от древнего церковного устава, как, напр.: употребление при совершении литургии семи просфор вместо пяти, складывание при крестном знамении двух пальцев, вместо трех (двуперстное Сложение) и т. п. Такие ошибки вошли в печатные книги. Никон, при помощи просвещенных монахов, исправил богослужебные книги, напечатал их вновь и разослал по церквам для употребления. После таких перемен у Никона появились враги всякого звания, утверждавшие, что в исправленных книгах находится ересь и что молящиеся по ним не могут спастись. Многие поверили обвинениям и, называя Никона иконоборцем, еретиком и антихристом, перестали посещать церкви, собираясь для молитвы в обыкновенные дома, где совершали службу по старым книгам и старым обычаям. Таким образом в Православной Церкви появился раскол, или старообрядчество. Раскольники, преследуемые царем, укрывались в лесах, в пустынных местах, а иные уходили к донским казакам.
192. Разрыв Никона с царем. Низложение Никона. Отправляясь в поход против поляков, Алексей Михайлович вверил попечению патриарха свою семью и управление государством. Никон оправдал царское доверие. Случилась моровая язва: патриарх-правитель своею рассудительностью ограничил ее развитие и спас царскую семью переездами в более здоровые места. Но бояре возненавидели его, так как он был взыскателен и обходился с ними грубо и высокомерно. Когда царь возвратился из похода, бояре стали наговаривать на патриарха, что он домогается поставить свою власть наравне с царской. Поведение Никона давало повод к такой клевете: он окружил себя многочисленным двором, показывался народу с царственною пышностью, а в грамотах подписывался «государем»; в то же время он не исполнял царских указов, касавшихся духовенства, и порицал изданный в 1649 г. сборник законов «Уложение царя Алексея Михайловича» По «Уложению», преступники из духовных лиц подлежали светскому У против чего особенно негодовал патриарх «Уложение» допускало пытки на и жестокие членовредительные наказания
. Несмотря на все это, царь оказывал доверие патриарху, пока не случилось следующего обстоятельства: по совету патриарха, Швеции была объявлена  война; для пополнения казны царь и бояре решили взять у монастырей часть сокровищ. Но Никон с решительностью восстал против такого распоряжения. Это раздражило Алексея Михайловича, и он стал отказывать патриарху в его просьбах. Видя охлаждение к себе царя, Никон после одного богослужения всенародно снял с себя патриаршее одеяние, облачился в монашеское платье и удалился в построенный им «Воскресенский монастырь» (Новый Иерусалим). Церковный собор осудил Никона за гордость, разные самовольные поступки и лишил его патриаршего сана (1666 г.), после чего он был сослан в заточение в отдаленный Ферапонтов монастырь , где жил 15 лет. Через шесть лет царь стал посылать своему прежнему другу деньги, меха, рыбу, пироги, плоды и т. п., называя его в своих письмах «святым великим старцем».

сс.122-131
 

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008