I.Древние обитатели приуральских степей

3. В эпоху "Великого переселения народов"

Передвижения с одной территории на другую, массовые м

играции населения были характерной чертой древности. Особенно это было свойственно азиатским кочевникам, у которых при кочевом скотоводстве, требовавшем значительных пастбищ, любой демографический скачок создавал относительное перенаселение и вынуждал жителей совершать далекие, полные опасностей перемещения.

Начало великому переселению народов положили гунны, хлынувшие в конце IV в. за пределы Средней Азии на запад, вытеснив из степей аланов (поздних сарматов). Гуннское нашествие, массированное и опустошительное, по своему размаху сравнимо только с нашествием монголов в XIII в. Стремительно форсировав реки Яик (Урал), Волгу, Дон, они в 375 г. наголову разбили находившихся в приазовских и причерноморских степях остготов. Достигнув Днепра, гунны разбили готов, незадолго до этого переселившихся сюда с южного побережья Балтики.-Скоро гунны заняли Паннонию (территорию современной Венгрии) и основали свою державу во главе с Атиллой.

Проходя по степям Приуралья и Нижнего Поволжья, гунны сгоняли прежнее население, частично увлекая его за собой, частично истребляя и обращая в рабство. Полагают, что в составе гуннских орд были некоторые угорские племена Приуралья.

Новая мощная волна перемещений кочевых племен из заволжских степей на запад приходится на IX столетие. Под давлением печенегов, кочевавших в прикаспийских степях, угорские племена мадьяр в начале этого века уходят из Южного Приуралья за Волгу, в южно-русские степи. Но вскоре под натиском печенегов, появившихся в низовьях Днепра, они движутся дальше на запад и в конце IX в. поселяются на среднем Дунае, на территории современной Венгрии.

Кочевники-скотоводы, входившие в печенежский союз и называвшиеся «башкорт» (башкиры), в VIII—IX вв. продвинулись на север и заняли бассейн реки Белой. Они постепенно ассимилировали местное финно-угорское население, передав ему свой язык и название. Побывавший в Волжской Булгарии в 922 г. арабский путешественник Ибн-Фадлан в своих записках упомянул страну народа из тюрок, именуемых «башкирд». Но еще в XIII в. в Европе знали о существовании далеко на Востоке «Великой Венгрии», что отразилось в отчетах знаменитых путешественников-монахов Плано Карпини и Гильома Рубрука. Венгров-язычников нашел побывавший здесь венгерский монах Юлиан.

Половцы, именуемые западноевропейскими авторами команами, а восточными — кыпчаками, первоначальные кочевья имели на Иртыше, в степях восточного Казахстана. В первой половине XI в. они по уже сложившимся традиционным путям, проложенным в течение многих столетий ордами кочевников, также двинулись на запад. Половцы быстро вытеснили печенегов и торков, и вскоре Киев, которому казалось, что «страшнее печенега зверя нет», столкнулся с еще более опасным врагом — половчанином. Началась долгая борьба Руси с Половецкой степью. Это были годы, полные драматизма и крови, когда успешные походы в степь чередовались с горькими поражениями.

Но не все половецкие племена переселились к западу от Волги. Немало их продолжало кочевать в заволжских и казахстанских степях. Арабские, персидские и другие средневековые авторы обширную степную область от Днепра до Иртыша и Средней Азии именуют Дешт-и-Кыпчак, т. е. Половецкая степь. В ее состав входили и наши, южноуральские степи. У половцев, как и у их предшественников на юге Восточной Европы, не было единого государства. На больших степных пространствах периодически складывались отдельные • племенные объединения во главе с ханами. Условно вся Половецкая степь делилась на две части: Западный и Восточный Дешт. Граница между ними проходила по реке Яик.

Половцы, входившие в Восточный Дешт, оказали заметное влияние на формирование башкирских племен Приуралья. Археологические и письменные источники позволяют воссоздать характерные черты хозяйственного уклада и духовной жизни половцев, а также печенегов, гузов и др., объединенных в археологической науке термином «поздние кочевники».

Имея много общего в жизни и быту с ранними кочевниками — скифами и сарматами — поздние кочевники имели и отличительные черты: вошли в употребление конские седла со стременами, вместо длинного сарматского меча стала применяться в бою более легкая и удобная сабля, изменились формы лука и наконечников стрел. Для перевозки семей половцы применяли не телеги, как сарматы, а передвижные разборные юрты, наподобие тех, что будут потом у казахов.

При исполнении погребального обряда половцы ставили на могилах или соседних с ней холмах и возвышениях грубо высеченную из камня фигуру человека — «каменную бабу». Такие скульптуры находили и продолжают находить в южнорусских и заволжских/ степях. Немало их затеряно, засыпано землей, разбито, уничтожено. В 1967 г. у села Петропавловка Новосергиевского района Оренбургской области такая фигура человека была случайно обнаружена при распашке поля. В стене школьного сарая в селе Степановка Переволоцкого района была найдена голова «каменной бабы». Эти и другие подобные находки были переданы в областной краеведческий музей

Зобов Ю.С.

Следующий параграф раздела

 

Даты: 
Bсточники: :История Оренбуржья. Учебное пособие./ Под редакцией проф. Футорянского Л.И. Оренбург, 1996, сс.5 -7;  Уральская историческая энциклопедия [http://www.ural.ru/encyclopaedia]
Опубликовано в INTERNET: 2002, октябрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008