XI. В годы великих испытаний

11.2. Интеллигенция в боевом строю

   Перестройка работы учреждений культуры в соответствии с нуждами военного времени проходила в чрезвычайно сложных условиях.
   Огромные трудности испытывала система народного образования. Чкаловская область приняла большое количество эвакуированных детей, многие из которых были сиротами. К началу 1942 г. в Оренбуржье было эвакуировано 87 детских учреждений с 8575 детьми. Они продолжали прибывать и в течение 1943 г.
   Сюда были эвакуированы и дети более старшего возраста. В связи с этим требовалось расширение сети школ. Значительная часть школьных зданий была занята под госпитали, воинские части и общежития. Некоторые школы разместили классы по частным квартирам. Занятия проходили в 3—5 смен, с 7 часов до полуночи.
  Педагоги и учащиеся при помощи партийных и советских органов, общественных организаций во многом преодолевали лишения военной поры. Детям фронтовиков оказывалась немалая помощь: выдавалась одежда и обувь, работали детские столовые. Количество детских домов увеличилось в течение 1941 г. с 24 до 68, а число детей в них — с 3400 до 7000. Постепенно возвращались школам их здания. Общее число их к началу 1945 г. выросло с 2264 до 2372.
   Однако количество школьников уменьшилось и непрерывно колебалось, это было вызвано падением материального уровня жизни населения, гибелью родителей на фронте, возросшей занятостью в тылу. Значительная часть подростков ушла на производство или была мобилизована властями в систему ФЗО. Закон о всеобуче выполнялся не полностью. В 1944—1945 гг. не были охвачены обучением более 7 тыс. детей.
   С конца 1943 г. область стала испытывать растущую потребность в педагогических кадрах, поскольку эвакуированные учителя возвращались домой в освобожденные районы страны. Остро стояла и проблема повышения педагогической квалификации: к весне 1945 г. из 11239 учителей области лишь 5718 имели специальное педагогическое образование, а неполное высшее было только у 2197 педагогов.
   Невзирая на все тяжести военных лет, многие учителя трудились самоотверженно. Работая по 2—3 смены в холодных помещениях, недоедая и недосыпая, теряя здоровье, они отдавали все силы обучению и воспитанию юного поколения. Образцы педагогического труда показывали учителя П. Белихова, С. Абошина из Бугурусланского района, К. Алмазова из Орска и др. Педагоги и учащиеся с первых дней войны включились во всенародное движение под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!». Они трудились на полях, фермах, на промышленных предприятиях, на очистке железных дорог от снега, в госпиталях и т. д. Только по данным 30 районов в августе 1942 г. на полях работали 4 тыс. учителей и около 71,4 тыс. учащихся.
   С ростом населения и индустрии Оренбуржья развивалась система высшего и среднего специального образования. 1 января 1942 г. в Чкалове начал работать филиал Всесоюзного юридического заочного института, а в 1943 г. — филиал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта им. С. М. Кирова. В августе 1944 г. на базе эвакуированного Харьковского медицинского института был образован Чкаловский медицинский институт. Число студентов в вузах выросло с 1546 в 1940 г. до 2710 в 1944 г. Техникумов стало 32, а количество учащихся в них возросло с 6278 в 1940 г. до 8585 в 1944 г.
   Педагогический и учительский институты подготовили за годы войны 1116, а педучилища — 1573 учителя.
   Огромную роль в обеспечении предприятий квалифицированными кадрами сыграли школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища, количество которых выросло почти вдвое: если в 1940 г. их было 22, то в начале 1943 г. — 41. Число учащихся в них увеличилось за это время почти в 3 раза — с 500 до 14800.
   Необычайно сложные проблемы поставила война перед научно-технической интеллигенцией. При облисполкоме был создан научно-технический комитет. В самых разных отраслях науки и техники были достигнуты значительные успехи. Так, группа инженеров комбината «Южуралникель» — Малинин, Бреховская, Егоров и другие создали новую прогрессивную технологию ватержакетной плавки агломерата из окисленных никелевых руд, чем обеспечили повышение проплава агломерата на 216%. Инженер Гуревич и профессор Бурче разработали проекты установки для получения хлорной извести путем использования отходящего хлора в процессе электролитического получения каустической соды на Чкаловском маслозаводе, что дало возможность обеспечить хлорной известью всю область. Доцент медицинского института Л. Е. Олифсон разработал способ получения дубильного хромового экстракта — хромжилина из халиловских хромовых руд. Применение этого способа полностью обеспечило область высококачественными минеральными дубителями. Доцент Шершевер и инженер Моргунова предложили рациональный способ изготовления шлакоизвесткового кирпича. Научно-технический комитет помог нескольким предприятиям освоить производство строительных материалов из местного сырья — золы, шлака, извести. Орские геологи открыли богатые месторождения марганца. В военные годы в Чкалове работало три института эпидемиологии и микробиологии. Их деятельность была нацелена на борьбу с различными заболеваниями и эпидемиями. Широко развернулось производство разнообразных лечебных и профилактических средств.
   Фундаментальное значение имели исследования оренбургских медиков в области септической ангины.
   В годы Великой Отечественной войны многие деятели литературы и искусства плодотворным трудом опровергали старое утверждение о том, что «когда говорят пушки — музы молчат».

   Чкаловские писатели Л. Грабарь, Н. Хохлов, И. Бортников, И. Сидякин, Е. Евстигнеев, М. Яровой и другие продолжали творческую деятельность, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.
   Литераторы, оставшиеся в тылу, в содружестве с коллегами, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, Киева, активно выступали в печати, на радио, участвовали в работе агитационных и концертных бригад, театров. Только за первый год войны писателями области были написаны, напечатаны, переданы по радио или прочитаны на массовых вечерах более 30 рассказов, около 200 стихотворений, 15 одноактных пьес, выпущено несколько десятков «Окон ТАСС», агитационных дневников и др.
   Ведущее место в литературе заняла тема Великой Отечественной войны. Областное издательство выпустило в те годы сборники произведений: прозаиков — «Патриоты»; поэтов — «От всего сердца»; сборник Н. Клементьева «В тревожный час», сборник стихов Е. Евстег-неева «Под красной звездой Отчизны». Вышло и несколько номеров литературно-художественного альманаха «Степные огни».
   Среди произведений, написанных в военное время, выделяются рассказы Александры Гринберг «Прачка Маша Гурова», «Его станок», «В огне»; пьесы Гольдева «У партизанской почты» и «Собачий сын»; очерки Валерии Герасимовой, Альбертена и Афанасьева; фронтовые стихи Бортникова. Особое место в литературе заняло поэтическое творчество проживавшего в Чкалове поэта А. И. Фатьянова.
   С первых дней войны Чкаловское отделение Союза художников проводило агитационную работу средствами изобразительного искусства. Активно включились в нее Н. В. Кудашев, М. У. Петунии, А. Ф. Степанов, Ф. Г. Живаев и др. На улицах, площадях, призывных пунктах устраивались выставки политического плаката. Только за первый год войны было выпущено 98 номеров «Окон ТАСС», ставших продолжением славных традиций, родившихся в эпоху гражданской войны. Окреп талант скульптора Г. А. Петина, наиболее глубоко проявившийся в его произведениях «Партизан» (1943), «Рабочий» (1945) и др.
   Неизмеримо возросла творческая деятельность композиторов. В Оренбуржье в то время жили и творили В. П. Соловьев - Седой, И. И. Дзержинский, М. И. Чулаки, Д. Г. Френкель, В. В. Волошинов и др. В Чкалове было создано отделение Союза композиторов из эвакуированных москвичей, ленинградцев, ростовчан и местных музыкантов.
Широким и взволнованным был отклик композиторов на трагические и героические события тех лет, выразившийся в таких произведениях, как песни В. П. Соловьева - Седого («Уральцы бьются здорово», «Встреча Буденного с казаками», «Песня мщения»), В. В. Волошинова («За Родину», «Партизанская», «Песня о 28-ми»), симфоническая поэма «Гастелло» и «Песня танкистов» Ромма, кантата и песни «Ленинград, в поход» Д. Г. Френкеля, кантата об обороне Ленинграда М. И. Чулаки и др. Крупны, ми событиями в музыкальной жизни явились сочинения И. И. Дзержинского — оперы «Кровь народа», «Надежда Светлова», кантаты «Поднимайтесь, советские люди», цикл романсов «Фронтовая музыка».
    Композиторы неоднократно выезжали на фронт в составе фронтовых бригад работников искусств. Бывая в прифронтовых районах, они создали ряд значительных произведений. Так, М. И. Чулаки в 1943 г. на Волховском фронте, написал несколько песен («Широки моста пролеты», «Простимся, ребята, с отцом командиром» и др.) и кантату «На берегах Волхова», сразу разученную ансамблем песни и пляски 8-й армии, вступившей в решающие бои за освобождение Ленинграда. В январе 1944 г. кантата была исполнена артистами Ленинградского академического Малого оперного театра, который находился тогда в Чкалове.
   Многогранный талант В. П. Соловьева - Седого во всю ширь проявился в оренбургский период его творчества. В городском саду «Тополя» композитор познакомился с молодым поэтом, солдатом-богатырем Алексеем Фатьяновым. «Именно этот парень как-то незаметно, не думая о своем влиянии, заставил меня встряхнуться, — говорил впоследствии Соловьев - Седой, — в его стихах я слышал русский характер, родную природу, русскую речь...». Творческое содружество этих людей оказалось удивительно плодотворным, только за оренбургское лето 1942 г. ими было создано 20 песен. Первая их совместная работа — песня «Южно-Уральская». Военный Совет Южно-Уральского округа утвердил ее как строевую для частей и училищ. Под звуки этого марша уходили на фронт все воины из Оренбуржья.
   Под руководством Соловьева - Седого в Чкалове был организован передвижной театр «Ястребок». 3 февраля 1942 г., едва родившись, он отправился на фронт, где за два месяца дал 93 концерта. Эта поездка стала переломным событием в творчестве Соловьева-Седого. Его песни нашли горячий отклик в сердцах воинов. Они зазвучали по всей стране и на всех фронтах.
   С особой теплотой вспоминал композитор о судьбе песни «Вечер на рейде». Первое ее исполнение перед бойцами состоялось на Калининском фронте в землянке начальника политотдела дивизии, сформированной в
Оренбуржье. Задушевная песня сразу полюбилась солдатам и стала популярной. А ведь она получила весьма отрицательные оценки многих профессиональных музыкантов. В декабре 1941 г. на заседании композиторов в Чкалове песню подвергли жестокой критике за «пессимизм», «цыганщину» — «недопустимые явления» во время войны. Василий Павлович не мог сдержать слов, рассказывая об этом пианистке и композитору Н. Дзеряшнской. А на фронте, как вспоминала Н. Дзержинская, «Вечер на рейде» бойцы могли слушать, хоть всю ночь». Лучшие произведения композиторов военной поры явились выражением души народа, одержавшего великую победу над фашизмом.
    Подъем переживало и театральное искусство. К началу войны Чкаловская область имела 7 театров: областной драматический им. М. Горького, областной театр оперетты, областной театр кукол, Татарский колхозный драматический, Орский городской драматический им. А. С. Пушкина, Бугурусланский и Бузулукский колхозные драматические театры. В первые месяцы войны в Оренбуржье прибыли эвакуированные театры: в Чкалов — Ленинградский академический ордена Ленина Малый оперный, в Бузулук — Рязанский областной драматический, в Бугуруслан — Сумской областной Украинский им. М. С. Щепкина.
   В ходе «перестройки театральной сети» решением облисполкома областной театр оперетты был временно переведен в Орск, а Орский и Бугурусланский театры, «как необеспечивающие при наличии оставшихся кадров полноценной деятельности и должного художественного качества спектаклей», ликвидированы. Но вскоре сеть театров была не только восстановлена, но и расширена: возродился Орский театр, как рабочий передвижной; в Чкалове возникли областной эстрадный и колхозный театр эстрады; в Бугуруслане и Бузулуке — хозрасчетные музыкально-драматические коллективы. За четыре года войны театры и филармонию посетили 4875 тыс. зрителей. Группы и бригады из мастеров искусств выступали на призывных пунктах, в войсковых частях, на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах области, неоднократно выезжали на фронт, в освобожденные районы страны. За 1941—1944 гг. театры области организовали 17 фронтовых артистических бригад и дали более 1250 концертов непосредственно на фронте.
   Огромное воздействие на духовную жизнь г. Чкалова оказал Ленинградский академический Малый оперный театр, находившийся в городе с сентября 1941 г. по сентябрь 1944 г. Театр поставил 29 опер и балетов, более тысячи спектаклей, дал около тысячи концертов, которые посетил почти миллион зрителей. За время войны театр послал на фронт 9 бригад, организовал в госпиталях около 2 тыс. выступлений. Средства, полученные от многих постановок, передавались в фонд обороны страны, на восстановление разрушенных фашистскими оккупантами памятников культуры Ленинграда и Ленинградской области, для семей и детей фронтовиков.
       Подвижнически трудились и местные театры. Так, Татарский театр, отдав Красной Армии половину своих актеров, без своего помещения, находясь все время в поездках по области, дал за 1941-1945 гг. 1061 спектакль. Их смогли увидеть 361455 зрителей. Репертуар был значительно обогащен произведениями татарской и русской классики.
      Достижения культуры явились могучим духовным оружием, стали одним из источников всемирно-исторической победы советского народа в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ
Как развивалась культура Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны? Кто из видных деятелей культуры России работал в годы Великой Отечественной войны в Чкалове? Какие оперные постановки ставились в Чкалове Ленинградским Малым академическим театром в годы войны? Какой институт был создан в Чкалове в годы войны?
 

Р.К Кузахметов.

 

Следующий параграф раздела


Даты: 19 в.
Источник: 
История Оренбуржья. Уч. пособие, Оренбург 1996.
Опубликовано в INTERNET: 2006, декабрь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008