Лекция 18. Россия в конце 20-х - 30 - е гг.

проф. Камынин В..Д.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


5. Культура и быт

   Конец 20-х гг. в культурной жизни страны охарактеризовался серьезными изменениями. Организация процессов над старыми специалистами отразилась и на деятелях науки и культуры. В практику жизни стало входить ; так называемое спецеедство, которое приводило к тому, что каждый специалист особенно с дореволюционным прошлым рассматривался как враг. Борьба со старыми специалистами началась в условиях, когда интеллигенция не представляла из себя однородной силы и в ней присутствовали выходцы из разных социальных слоев. Эта борьба шла внутри слоя интеллигенции, она велась руками молодых кадров, воспитанных уже в советское время, и активно подогревалась сверху.
   Руководство страны взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей, противопоставляя их остальной массе советских писателей. Были распущены различные литературные объединения, свободно существовавшие в 20-е гг. Стали преследоваться писатели, чьи произведения были опубликованы за границей. Деятели Ассоциации художников революционной России стали вести критику творчества художников-авангардистов и последних лишили возможности свободно работать. На места, освобождаемые старыми специалистами в вузах и научных учреждениях, стали ставить молодых выпускников советских вузов и техников, а на руководящую работу - выдвиженцев из рабочего класса.
   Творчество советских писателей и деятелей науки стало оцениваться через соответствие принципам "социалистического реализма" и "партийности". Тех, чье творчество отвечало данным принципам, объединяли в творческие союзы и общества, награждали орденами и медалями, Сталинскими премиями, пайками и высокими зарплатами. В августе 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. После него стали издаваться произведения и пропагандироваться творчество А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. С. Фадеева, А. С. Макаренко, М. В. Исаковского, Б. Л. Горбатова, Д. Бедного, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина и др. Писатели, чье творчество, не соответствовало указанным принципам, были подвергнуты критике и многие из них репрессированы. Произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Цветаевой на долгое время исчезли из поля зрения советских людей.
Репрессии затронули многих деятелей других отраслей культуры и науки. Общая судьба связывает художника-авангардиста П. Филонова, генетика Н. Вавилова, историка Н. Ванага, ученого-аграрника А, Чаянова, философа П. Флоренского, режиссера В. Мейерхольда. Все они стали жертвами сталинских репрессий и погибли в застенках. Закрывались целые театры, прикрывались целые научные учреждения, выкорчевывались научные школы и направления.
   Наряду с этим происходило создание официальных героев, пропагандировались достижения советской науки и искусства. Со страниц официальной печати как достижения мирового уровня науки и культуры подавались открытия Т. Лысенко, И. Мичурина, И. Павлова, К. Циолковского, Г. Александрова, Л. Орловой, Н. Черкасова и многих других деятелей. Заслуги некоторых из них перед отечественной наукой и культурой несомненны, заслуги других надуманны, а некоторые из них, как Т. Лысенко, и вовсе являлись лжеучеными.
    Вырабатывался советский стиль архитектуры. Под руководством Л. М. Кагановича была проведена реконструкция Москвы. На месте старой купеческой Москвы выросли современные высотные здания, были возведены дворцы, построен метрополитен. Однако все это делалось за счет памятников старины, которые безжалостно уничтожались как пережитки прошлого. В частности была уничтожена Сухарева башня, Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, многие особняки и дворцы. Большой резонанс в обществе вызвала ликвидация храма Христа Спасителя, возведенного на средства русских людей в ознаменование победы над Наполеоном. Обсуждался вопрос о сносе храма Василия Блаженного, ибо он мешал проведению демонстраций трудящихся на Красной площади.               

   Большие средства выделяло правительство на народное образование. В годы второй пятилетки в стране было осуществлено всеобщее начальное четырехклассное образование, а в городах было введено семилетнее образование. Быстро развивалась сеть вузов и техникумов, для широкого охвата высшим и средним специальным образованием трудящихся масс внедрялись вечерняя и заочная формы обучения. Из года в год росла численность выпускников вузов и техникумов. Однако это сочеталось с низким образовательным уровнем населения в целом, все задания по ликвидации неграмотности населения срывались и даже по данным фальсифицированной переписи 1939 г. грамотность советских людей достигла немногим более 90 %.
    Сталин держал под личным контролем образование советских людей. Именно в 30-е гг. "расцвета" достигают общественные науки. При его личном участии была создана новая концепция отечественной и всемирной истории, были разработаны основы философии, и через "Краткий курс истории ВКП(б)" эти науки проходили через всю систему образования.
    В 30-е гг. сильно изменилась социальная структура советского общества и положение различных слоев населения. Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов, а также нэпмановских элементов. В годы индустриализации и коллективизации деревни возросла социальная мобильность населения, которое постоянно перемешивалось. Представители рабочего класса пополняли ряды советской интеллигенции, особенно ее инженерно-технического отряда и руководящего слоя. В свою очередь рабочий класс был буквально размыт многочисленными массами крестьянства, которое в начале 30-х гг. хлынуло из деревни в город. Крестьянство в процессе коллективизации фактически "раскрестьянилось", оно утратило чувство собственника и хозяина и превратилось в батрака, работающего на чужой земле. В результате преобразований население Советского Союза во многом составляли маргинальные слои, утратившие свои традиционные ценности и не обретшие еще новых.
    В обществе процветали многие негативные моменты, связанные с трудностями быта, отсутствием нормальных жилищных условий, ограничением потребления и т. п. Массовыми явлениями стали нарушения трудовой дисциплины, воровство, брак на производстве, пьянство в быту, увеличивалось количество разводов, абортов, произошло снижение уровня рождаемости. Несмотря на широкую социальную политику Советского государства, ее достижениями могло в полной мере воспользоваться лишь ограниченное количество лиц: номенклатурные работники, передовики, ударники, стахановцы и т. д. Этот процесс зашел так далеко в советском обществе, что в конце 30-х гг. государство было вынуждено принять ряд чрезвычайных мер, чтобы как-то остановить его. С нарушителями трудовой дисциплины стали бороться драконовскими мерами. Вновь вспомнили о традиционных российских ценностях: патриотизме, крепкой семье, заботе о подрастающем и старшем поколениях. Возрождался русский национализм, пропагандировалась русская история и культура. Были запрещены аборты и их пропаганда, затруднена процедура разводов. Была либерализована политика в отношении церкви, которая должна была оказать воздействие на моральный дух советских людей.

  
ЛИТЕРАТУРА: Безыменский Л. Альтернативы 1939 г. Вокруг советско-германского пакта 1939 // Архивы раскрывают тайны. М., 1991. Борисов Ю. С., Курицын В. М., Хван Ю. С. Политическая система 20-30-х гг. О Сталине и сталинизме // Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990. Т. 1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1992. Волкогонов Д. А. Сталин. М., 1992. В 2-х т. Гордон Л. А, Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. М., 1992. Горинов М. М., Дсшенко Е. Н. 30-е годы //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991. Данилов В. П. Коллективизация: как это было //Страницы истории КПСС. М., 1988. Дойчер И. Незавершенная революция. Россия 1917-1967. М., 1991. Колесниченко А., Лельчук В. Шаги индустриализации // Страницы истории КПСС. М., 1988. Парсаданова В. К истории катынского дела // Архивы раскрывают тайны... М., 1991. Петров В. Была такая война // Страницы истории КПСС. Факты, проблемы, уроки. М., 1989. Вып 2. Россия в XX в. Историки мира спорят. Ред. Кузнецова Л. М, М., 1994. Розанов Г. Л. Сталин - Гитлер. Документальный очерк дипломатических отношений 1939-1941. М., 1991. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии 1939-1941. М., 1992. Суворов В. Ледокол. Кто начал вторую мировую войну? Нефантастическая повесть-документ. М., 1992. Чубарьян А. В. В преддверии второй мировой войны. Заметки историка // Страницы истории КПСС. М., 1989. Вып.2.
    

сс. 175 - 179


 Проверь себя   Следующая  лекция Практическое занятие по теме  Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] 

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008