Лекция 15. Россия в 1914 - начале 1918 годов

доц. Верзилов проф.С.М., Камынин В.Д.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральск

ий гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


4. Республика Советов

   Период с октября 1917 года по март 1918 года характеризуется установлением советской власти практически по всей стране. В 79 губернских городах из 97 она была установлена мирным путем. Такое развитие событий ставило на очередь вопрос об организации системы управления страной. Этот процесс начался уже в ходе вооруженного восстания, затем создание на съезде    Советов ВЦИК и Совнаркома. Ими к лету 1918 года было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды избираемые советами, которые в своей деятельности руководствовались революционной совестью. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жесткими. В декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. В своей деятельности она нередко допускала превышение полномочий: арест, следствие, суд, приговор и его исполнение. Восстановление в начале 1918 года смертной казни стало еще одним шагом на пути эскалации насилия. С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 года утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года -- декрет о свободе совести. В области национальных отношений провозглашалось равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения, Отменены национально - религиозные  привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.
   Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Как известно, меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства . В ноябре 1917 года левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства , но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении в правительство и других социалистических партий и создании "однородного социалистического правительства". В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А.Я. Колегаев, В.А. Карелин, П.П. Прошьян, В.Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии -- А.И. Егоров, М.А. Муравьев, а также и в ВЧК.
   Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания -- меньшевики и правые эсеры -- видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 года. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. От имени СНК Я.М. Свердлов предложил принять "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", в которой были отражены принятые декреты, и предложил Учредительному собранию признать Советскую власть, Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседаний, Лишившись кворума, делегаты решили продолжать работу. Россия была провозглашена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть. Отрицательное отношение к "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" было, скорее всего, обусловлено тем, что в ней Россия объявлялась Республикой Советов с сосредоточением всей полноты власти в центре и на местах в руках Советов. По мнению многих депутатов, это перечеркивало значимость Учредительного собрания.
   10 января 1918 года открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918 года -- III Всероссийский съезд крестьянских депутатов, в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Приставка к правительству -- "временное" была снята. Съезд объявил Россию Российской Советской Федеративной Республикой (РСФСР).

   Провозгласив "Декрет о мире" Советская республика продемонстрировала свой вариант выхода из войны, достижения сепаратного мира. Суть подхода сводилась к непосредственному обращению к народам - взять дело мира в свои руки, Советские предложения имели мало шансов на успех и были отвергнуты Антантой. Однако Германия согласилась на переговоры. Сепаратные переговоры начались в Брест - Литовске 14 ноября 1917 года и завершились подписанием мирного договора 3 марта 1918 года. Согласно достигнутым договоренностям от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика. На данной территории находилось 75 проц. металлургического производства, 27 проц. пашни. На Россию накладывалась контрибуция.
   Унизительный мирный договор еще более усилил раскол российского общества, но теперь не только и не столько по классовому признаку. Он больно ударил по национальному самосознанию, ускорил переход к открытому вооруженному столкновению противоборствующих сторон.
   Приход к власти большевиков не стал стабилизирующим фактором и в  экономике. Резко усилился и саботаж чиновников и предпринимателей. Ответом стало принятие 4 ноября декрета о рабочем контроле. В декабре был создан Высший Совет Народного хозяйства (ВСНХ), аналогичные органы были созданы и на местах. Опираясь на новые структуры, советское руководство начало осуществлять частичную национализацию -- как меру борьбы с саботажем     Однако оно скоро переросло в массовую, были национализированы не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Данное мероприятие советских органов привело к дезорганизации производства, ухудшению положения рабочих.
   Резко обострились и отношения с крестьянством. Причиной обострения стала угроза голода в городах. Всякий "хозяйчик", укрывавший хлеб, воспринимался новой властью как социально чуждый элемент. Стремление накормить город, привело к установлению продовольственной диктатуры. В городах создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия "излишков" хлеба. В деревне параллельно с Советами стали создаваться комитеты бедноты. Последние, при поддержке продотрядов, превратились в органы власти в деревне. И те, и другие допускали серьезные злоупотребления властью, силой, оружием. Действия продотрядов и комбедов стали прологом крестьянских мятежей, охвативших Советскую республику весной и летом 1918 года.
   Переход производства и распределения по контроль государства ускорил формирование отрицательных тенденций. Они проявились прежде всего в росте аппарата управления. К 1920 году он составил 4 млн. человек (для сравнения отметим, что чиновничий аппарат Российской империи накануне ее падения составлял 500 тыс. человек), Развитие этой тенденции стал одной из основ Формирования административно - бюрократической системы управления государством.
   Жесткие, не всегда оправданные действия большевиков вызывали противодействие не только противников но и союзников -- левых эсеров. 
   Основным полем разногласий стали аграрный вопрос и вопрос о Брестском мире. На 5 съезде Советов левые эсеры пытались склонить делегатов отторгнуть мирный договор, отменить декрет о комбедах и предоставить всю полноту власти Советам. Когда достигнуть этого не удалось, они б июля 1918 года организовали мятеж. Действия в столице были подкреплены мятежом М.А. Муравьева - командующего Восточным фронтом. 
   Мятеж был подавлен, но он имел глубокие последствия. Окончательно утвердилась большевистская государственная однопартийная система. Отсутствие легальной оппозиции позволило в дальнейшем избежать разногласий и кризисов власти. Однако, низкий культурный, интеллектуальный и профессиональный уровень руководства обусловил сползание к крайностям. Переход левых эсеров на сторону противников большевиков завершил поляризацию политических сил в стране, придал начавшейся гражданской войне более затяжной и жесткий характер.
   Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая 11 от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе патриарха Русской Православной Церкви. 15 августа 1917 года состоялось торжественное открытие в Москве Поместного Собора. На  нем было представлено 57б делегатов от различных духовных и светских организаций. патриарха должны были выбирать из трех кандидатур. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя патриархом был выбран митрополит Тихон. 
   В своих первых выступлениях перед верующими Патриарх обращает внимание на то, что бездумное, поспешное построение нового государства неминуемо принесет вред народу. В области науки, культуры, с одной стороны, характерно продолжение традиций прошлого и появление нового. Научные открытия 20-го века подрывали традиционные представления о мире. В философии новые идеи нашли отражение в материалистическом учении, их оппонентами стали сторонники идеализма. Первое направление наиболее ярко представлено в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, второе -- в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. 
   Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным . Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом, Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 года как похороны культуры России.
   В искусстве, как и в литературе, били различные направления, отражающие характер эпохи, Каждое из направлений имело своих поклонников и противников, авангардизм -- К. Петров-Водкин, импрессионизм -- К. Коровин, абстракционизм -- В. Кандинский, К. Малевич. Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича - Данченко. Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм. 

  ЛИТЕРАТУРА Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. Алексеева И.В. Агония сердечного согласия. Л.,1990. Буржалов Э.Н. Вторая революция в России. Восстание в Петрограде. М., 1967. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987. Вострышев М.И. Божий избранник. Крестный ход Святителя Тихона, Патриарха  Московского и всея Руси. М.,1991. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991. Иоффе Г.З. "Белое дело".Генерал Корнилов. М.,1991. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М.,1991. Карр Э. История Советской России. Кн.1. Большевистская революция. 1917-1923. М.,1990. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Т.2. Мельгунов С.П. Красный террор в России (1918-1923). М., 1990. Непролетарские партии в России. Урок истории. М.,1984. Рабинович А. Большевики приходят к власти. М.,1990.Россия в XX в. Историки мира спорят. Ред. Кузнецова Л.Н., М., 1994. Старцев В.И. 27 февраля 1917 . М., 1984. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990. Шляпников А.Г. Канун семнадцатый год. М., 1923-1933. В 3-х т.

сс .97 - 102


 Проверь себя   Следующая лекция  Практическое занятие по теме

Важнейшие даты и события 

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008