Лекция 7. Начало самодержавия в России. Государство Ивана IV (Грозного)

доц. Носкова И.Г.

И

стория России с древнейших времен до второй половины  XIX века
Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Екатеринбург, Уральский гос.тех. ун - т, 1995


5. Церковь и культура


   Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося Дворянского войска.

   Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Инициаторы реформы намеревались соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправлением», чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. Стоглавый собор прежде всего заслушал две речи царя, в которых он обвинял бояр в «самовластии» и «своеволиях» в дни его малолетства.

   Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

  На первый план в работе Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутрицерковного порядка, прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-либо единообразия - все это вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

   Чтобы пресечь эти опасные для церкви явления, рекомендовалось усилить контроль над низшим духовенством. С этой целью создавался особый институт протопопов (1), назначаемых «по царскому велению и благословению святительскому, а также поповских старост и десятских .священников. Все они обязаны были неустанно надзирать за тем, чтобы рядовые священники и дьяконы исправно отправляли богослужение, в церквах «стояли бы со страхом и трепетом», читали там евангелия, Златоуст, жития святых.

   Собор унифицировал церковные обряды. Он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.

   Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

   Перечисленные мероприятия и частичные уступки не могли, однако, сколько - нибудь разрядить напряженную обстановку в стране и в самой церкви. Предусмотренная Стоглавым собором реформа и не ставила своей задачей глубокое преобразование церковного устройства, а лишь стремилась укрепить его путем устранения наиболее вопиющих злоупотреблений.

   Своими постановлениями Стоглавый собор пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь. Под страхом царского и церковного наказания запрещалось читать так называемые «отреченные» и еретические книги, то есть книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседневный быт людей - отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т. д., преследовать скоморохов, этих носителей чуждой церковности народной культуры.

   Время Грозного- время больших перемен в области культуры. Одним из наиболее крупных достижений середины XVI в. явилось книгопечатание. Первая типография возникла в Москве в 1553 г., и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная», изданная около 1553 г., и два Евангелия, напечатанные в 50-х годах XVI в.

   В 1563 г. организация «государева Печатного двора» была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. он выпустил книгу «Апостол», а в следующем году «Часовник». С именем Ивана Федорова мы связываем и появление в 1574 г. во Львове первого издания Букваря.

   Под руководством митрополита Макария составлялись сочинения, целью которых являлось поднятие авторитета церкви и царской власти. Среди сочинений, в которых ярко проводятся идеи клерикализма, особенно выделяются Четьи - Минеи (помесячные чтения). Этот труд, состоящий из 12 больших иллюстрированных томов, насчитывал 27 тыс. страниц, являлся своего рода церковной энциклопедией. В него была включена вся читаемая на Руси церковная литература, переработанная в духе прославления Русской земли как единственного центра христианства.

   Под влиянием церкви было создано и такое своеобразное произведение, как «Домострой», окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру. «Домострой» -это кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных слоев городского населения. Он пронизан проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье- повиновения домовладыке.

   Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого, среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

  Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовала возникновению в России обширной исторической литературы, центральной темой которой являлся вопрос о росте, укреплении и развитии Русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

  Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (т. е. иллюстрированный) летописный свод: он насчитывал 20 тыс. страниц и имел 16 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни. Этот свод создавался в 50 - 60-е годы XVI в. при участии Ивана IV, Алексея Адашева и Ивана Висковатого. Другим значительным историческим произведением являлась так называемая «Степенная книга» (начало 60-х годов XVI в.). Она систематизировано излагала историю образования Московского государства. Свое название «Степенная книга» получила потому, что в ней русская история изображалась в виде своеобразной лестницы: каждая ступень или степень посвящалась жизнеописанию одного из князей династии Рюриков.

  Особенно значительными в конце XV и в XVI вв. были достижения в области архитектуры. В 1553 -1554 гг. был построен храм Ивана Предтечи в селе Дьякове (неподалеку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла. Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в Москве в 1554 -1560 гг. Покровский собор (храм Василия Блаженного). Он был сооружен в ознаменование покорения Казани.

(1), Протопоп - главный среди священников данной церкви.

ЛИТЕРАТУРА  Анисимова Е. В. Донос // Родина. 1990.  7. Алышщ Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988. Валишевский К. Иван Грозный. М., 1989. История СССР с древнейших времен до конца VIII в. Под ред.Б. А. Рыбакова. М., 1966. Т. 2. Зимин А. А, Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.  Костомаров Н. И. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. Исторические монографии и исследования в двух книгах. Книга первая. М., 1990. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? - //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX -нач. XX вв. М., 1991. Люкс Л. (ФРГ) Государство Правды // Родина. 1990.  7. Нечволодов А. Сказание о земле русской. Екатеринбург. 1992, т. IV. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991. Соловьев С. М. История России. М., 1960. Кн. Ш.  Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. Скрынников Р. Г. Начало опричнины. М., 1986. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV -XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. Тихомиров М. Н. Российское государство XV - XVII вв. М., 1978. Хорошкевич А. Л. Опричнина и характер русского государства в советской историографии 20-х - середины 50-х годов // История СССР. 1991. 6.

сс.135 -139


  Проверь себя     Следующая лекция   Практическое занятие по теме Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008