Лекция 14. Россия в начале XX века (1900 - 1914 гг.)

доц. РыбаковС.В.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред

. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


5. Культура и быт

       Динамический рост российской экономики в начале XX века вел к заметному увеличении поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру и народное просвещение. За 20 лет, предшествующих 1914 году, расходы на народное образование увеличились в 5,5 раза. Развертывалось повсеместное строительство школ и других учебных заведений, для чего использовались не только централизованные вложения, но и средства местных властей, общественные и частные пожертвования. Задача достижения всеобщей грамотности российского населения становилась вполне реальной.
   Совершенствование образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Начало XX века было временем важных научных и технических открытий, крупных достижений в области математики, физики, химии, биологии, геологии. Россия дала миру обширную плеяду выдающихся ученых , поднявших практические и теоретические знания на качественно новый уровень: математиков П.Л Чебышева и С. А. Чаплыгина, химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зеленского, физиков и механиков П. Н Лебедева, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, биологов И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К .А Тимиряэева, И.В. Мичурина, А. О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского и др.
   В начале XX века продолжались географические открытия. П.К. Козлов исследовал Центральную Азию и Тибет. Отец и сын Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье, дав обширнейший материал для изучения России. Выдающимся русским путешественником являлся Г.Я. Седов, исследовавший Арктику и совершивший поход к Северному Полюсу.
   Изменения, происходившие в социально-политической сфере, давали сильный импульс развитию общественной мысли. Резко увеличилось количество трудов по экономической. философской, исторической проблематике. Они отражали весь спектр мировоззренческих взглядов, партийно-политических направлений и пристрастий, представленных либералами. марксистами, народниками, консерваторами. Плодотворно в 1900 - 1914 годах работали экономисты М. И. Туган - Барановский, П.Б. Струве, историки В.0. Ключевский (скончался в 1911 году), С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов - Сильванский, философы В.В. Розанов, братья Трубецкие, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.П. Кропоткин и др. В 1909 году заметный резонанс в российском обществе был вызван изданием публицистического сборника "Вехи" , в котором группой мыслителей были представлены статьи о российской интеллигенции и ее ответственности за революционные события 1905 - 1907 годов. Основными мотивами "Вех" была самокритика ("покаяние"), признание ошибок, связанных с оторванностью радикальной и либеральной интеллигенции от народной почвы, поиск морально-этических ценностей, способных сблизить "мыслящий слой" с историческими традициями русского народа. Выход "Вех" был обусловлен сознанием порочности некоторых интеллигентских стереотипов, вылившихся в доктринерства и максимализм. "Вехи" получили крайне противоречивые оценки. Их авторам (Н. Бердяеву. С. Булгакову, М. Гершензону, Б. Кистяковскому, П. Струве, С. Франку, А. Изгоеву) пришлось услышать в свой адрес и голоса одобрения (В. Розанов, П. Столыпин, А. Белый и др.), и мощную критику: лидер народных социалистов А. Пешехонов квалифицировал "веховских" авторов как "перешедших границы искренности". Ленин назвал "Вехи" "энциклопедией либерального ренегатства", писателю Дм. Мережковскому не импонировало "богоискательство безбожников". Несмотря на разные оценки "Вех", они имели особое значение, поскольку стали показателем неспособности западного либерализма утвердиться на российской почве.
   Широкий разброс идеологических установок сказывался и на состоянии российской литературы. Разнонаправленность творческих поисков писателей и поэтов проявлялась в разнообразных литературных течениях. Поэтические течения -символизм, иманжизм. акмеизм, футуризм и др. - были представлены литературными группировками, основной упор делавшими на особую новизну в области форм и стиля. Модернистские по сути, эти группировки азартно соперничали за первенство "на поэтическом Олимпе". В их соперничестве было немало сиюминутного и преходящего, но все они дали немало крупных имен. обогативших и украсивших русский язык: С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Клюев и др.
   Из прозаиков, работавших в начале века, традиции реализма поддерживали Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, В. Короленко, Д. Мамин - Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и др. Отпечаток мистицизма и декадентской утонченности принимало творчество Д. Мережковского, Ф. Сологуба, А. Белого и др. Появлялось также немало аморалистских. порнографических писаний. Это был период "литературного бума", когда свобода творчества способствовала появлению и подлинных шедевров, и массовых литературных поделок, рассчитанных на низкие литературные вкусы.
    Начало XX века было временем дальнейшего расцвета российского сценического искусства. Развил свои деятельность Московский Художественный театр, основанный К. С. Станиславским и В.И. Немировичем  -  Данченко. В драматических постановках московских и петербургских театров проявился талант русских актеров В. Качалова, И. Москвина, М. Ермоловой, В. Комиссаржевской и др. Огромную одаренность вокалиста сочетал с выразительным актерским мастерством Ф.И. Шаляпин. Получили известность певцы Большого театра Л. Собинов, Нежданова, мастера балета В. Нижинский, Н. Павлова, Т. Карсавина. Продолжалось обогащение русской музыкальной культуры, особый вклад в который внесли композиторы М. Н. Балакирев, Н. Римский - Корсаков, С.В. Рахманинов. А.К. Глазунов, А.С. Аренский, С. И Танеев, А.Н. Скрябин.
    Развивались традиции русской живописи и скульптуры. Силой одухотворенности были отмечены полотна И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Грабаря, В. Серова. В. Васнецова. В. Кустодиева, И. Билибина. Творческих успехов добились скульптуры М. Антокольский, П. Трубецкой. С. Коненков.
   На рубеже XIX - XX веков в России появился кинематограф. открывались "электротеатры", "иллюзионы", снимались игровые и документальные фильмы. Кино в то время называли "великим немым": киноленты не озвучивались, сопровождались музыкальным аккомпанементом непосредственно при демонстрации.
   Значительно разнообразились интересы и увлечения российских граждан - прежде всего в крупных городах. Развивалось библиотечное дело, возникали общества любителей старины. кружки краеведения. Получила распространение фотография. С первыми шагами автостроения в столичных центрах появились первые общества авто-, вело-, мотолюбителей. Настоящий бум среди жителей Москвы" Петербурга. Одессы вызвали первые показательные авиаполеты" С 1910 года стали проводится авиасоревнования, собиравшие сотни тысяч зрителей. Кумирами столичной публики были летчики М. Ефимов С. Уточкин. Л. Мациевич. Идеи, связанные с воздухоплаванием. реализовывались в многочисленных запусках воздушных шаров и аэростатов.
    Массовым увлечением становился спорт. Если в XIX веке физкультура была уделом избранных (фехтование и верховая езда как часть военного и аристократического образования, силовые номера в цирках), то в начале XX века она превратилась в повсеместную моду. Особой популярностью пользовались коньки, тенис и французская борьба. развивались легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники тех или иных видов спорта объединялись в любительские клубы для совместных тренировок и организации показательных выступлений перед публикой.
    В жизнь городских жителей входили электричество. Бурно развивалась сфера услуг - росла сеть медицинских клиник. аптек, парикмахерских, общественных бань (появились целые оздоровительно - банные комплексы типа знаменитых "Сандунов" в Москве), различных магазинов, лавок, булочных, пельменных. блинных, чайных, трактиров, ресторанов (изобильный выбор трактирно - ресторанных блюд того времени ярко описан известным бытописателем В.А. Гиляровским в его книгах).
   Своеобразной чертой общественной атмосферы в тот период был высокий престиж среди россиян государственной службы. Серьезный конкурсный отбор проводился не только для работы в органах управления, но и для службы в полиции, в пожарных частях и даже в тюремной охране. В сознании людей государственная служба означала служение обществу. связывалась с требованиями самоотдачи и ответственности.
    Быт россиян подвергался новым влияниям, но традиции продолжали играть определенную роль. Подавляющее большинство являлись жителями провинции. Бытовая сторона жизни для этого большинства базировалась на уважении принятого порядка вещей, на почтении к устоям семейной и общественной жизни, нормам и обычаям, уходившими корнями к Домострою - "уставу русского быта".
    В то же время на быт русских людей неизбежно влияла сословность. Она была характерной чертой российской общественной жизни. В быту соприкосновение между миром дворянским и миром купеческим или крестьянским было незначительным. Почти не было случаев общения между семьями различных сословий - настолько и для дворян и для купцов был привычен круг  сложившихся внутрисословных связей. Редкими были и межсословные браки. В начале XX века только стали появляться признаки стирания различий между жизненными укладами дворянства и купечества: богатые семьи из обоих сословий не обходились без гувернеров (часто из иностранцев), нянек, слуг, кормилиц, возниц ( в основном из простонародья).
   Дворяне при устройстве своего быта заимствовали многие западноевропейские стандарты. Обязательным считалось знание нескольких иностранных языков. Многие дворяне имели и городские апартаменты, и усадьбы в сельской местности. Привилегия дворянства при устройстве на государственную и военную службу, его связь с царским двором определяли подготовку и  воспитание дворянской молодежи. Она обучалась в элитных учебных заведениях, определявших заранее характер будущей карьеры. При обучении мальчиков - будь то кадеты, пажи, лицеисты или правоведы - много внимания уделялось светским манерам и знанию придворного этикета. В неменьшей степени это касалось иных дворянок - воспитанниц Смольного института, которых учили еще и рукоделию, музицированию, кулинарии, уходу за детьми - из них готовили не просто фрейлин, а жен будущих гвардейских офицеров и министерских чиновников. В уставах элитных учебных заведений действовал пункт, лишавший родителей права требовать своих детей назад до полного окончания учебного курса. Это придавало обучению дворян особый общественный статус, формировало у него осознание сословной значимости. Многие дворяне оказались оторванными от народной культуры, народного менталитета -особенно крестьянского.
     Так же как и дворянам, устойчивость внутрисословных правил и норм была присуща купцам. Купеческий быт сохранял черты патриархальности. В семьях наблюдались иерархичность и непререкаемый авторитет старших: хлебосольство, широта, известное добродушие - но до определенного предела, после которого проступали жестокость и непримиримость к расхлябанности. Внутри сословия остро ставились вопросы" касавшиеся личной репутации. В неписанной купеческой иерархии особым уважением пользовались промышленники, после них стояли купцы-торговцы. Мало почтения заслуживали отдававшие деньги в рост - их называли "процентщиками". "Старое", гильдейское купечество не скрывало низкого мнения о "новых" буржуа, для которых прибыль нередко являлась единственным приоритетом. В рамках старокупеческой традиции с детства внушалось: главное - "дело", "служение делу", а не нажива. Многие купеческие семьи были глубоко религиозны, считали благотворительность своей важной обязанностью. Некоторые из них вели настоящее соревнование в строительстве церквей, богаделен, больниц, недорогих столовых. В 1900 - 1914 годах своей благотворительностью особенно выделялся род Морозовых, род Бахрушиных. Солодовниковы, Боевы и др. Среди купцов бытовала назидательная формула: "Богатство обязывает".
     Многие, кроме основных занятий, имели какие-либо привязанности и увлечения, называвшиеся в то время "любительством". Представитель
знаменитой "льняной династии" П.М. Третьяков основал картинную галерею в Москве. Уникальным собранием картин французских мастеров XIX - XX веков (Матисс, Сезанн и др.) обдал С.И. Щукин. Его брат П.И. Щукин создал музей русской старины. Ценнейшие коллекции русских икон были собраны Е.Е. Егоровым, К.Т. Солдатенковым, С.П. Рябушинским. И.С. Остроуховым и др. Интересные библиотеки не были редкостью в купеческих домах. Издательской деятельность по "идейным" мотивам, а не для наживы занимались К.Т. Солдатенков, семья Сабашниковых. Н.П. Рябушинский издавал журнал "Золотое Руно", который в 1906-1909 годах был центром объединения  художников и писателей "серебряного века". Многие купцы были заядлыми театралами. Среди театральных меценатов виднейшее место принадлежало С.И. Мамонтову. И.С. Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев) был выходцем из богатого купеческого рода.
    Известно немало примеров купеческого покровительства российской науке. Д.П. Рябушинский основал первую в мире аэродинамическую лабораторию. Его братья финансировали географические экспедиции на Камчатки и в Монголию. Щукины предоставляли средства для открытия психологического факультета при МГУ, а И.С. Вишняков - Московского коммерческого института. Многие общественно полезные начинания финансировались купцами сообща.
    Лучших представителей купечества роднила с крестьянами единая православная культура, общая трудовая этика. Труд рассматривался как нравственное деяние, как богоугодное дело. Попытки кого-либо урвать незаслуженные блага в среде крестьянства вызывали огромную неприязнь. Традиции "Домостроя" , прочно вошедшие в ткань крестьянского быта, несли в себе требование "праведного труда", добросовестности, аккуратности и бережливости. В крестьянских семьях детей с 5 -б, лет приучали к регулярной трудовой деятельности, воспитывали презрение к паразитизму и стяжательству.
   Важнейшей чертой крестьянской жизни была общинность. Столыпинские реформы, внося изменения в землепользование. не посягали на общинную психологии крестьянства. Совместные жатва или сенокос, взаимопомощь при постройке жилья были типичными явлениями для деревенского быта. Среди крестьян в то время говорилось: "На Руси никто с голоду не умирал" - имелось в виду, что община всегда помогала человеку, попавшему в беду. Отражением общинного быта была артельность, распространенная среди сельских промысловиков и ремесленников, среди крестьян, уходивших в город на заработки. Артели использовались и при организации промышленного производства - на заводах, в строительстве, на транспорте, в сырьевых отраслях.
    Частная жизнь крестьян была тесно связана с сельским миром. Каждый член общества зависел от коллективного мнения, проводившего границу между грехом и праведностью. Сознание крестьян традицию ставило выше закона, именно она регулировала сельскую жизнь (отсюда - довольно распространенная практика крестьянских самосудов над пойманными преступниками). Общинных дух выражался и в совместно отмечаемых праздниках, именинах и свадьбах. Все участвовали в похоронах односельчан. Общей была церковно-приходская жизнь крестьян.
   Однако волна социально-экономических перемен, докатываясь до деревни, приносила туда элементы городской культуры" новые товары, потребности и понятия. Исподволь шло расслоение крестьянства, община смягчала этот процесс, но не в силах была его остановить. Между общинниками все чаще пробегал холодок взаимного отчуждения. Крепким хозяевам приходилось сосуществовать с люмпенами, пьяницами, людьми остывшими к традиционному трудовому укладу. Именно на деклассированных, оторванных от корней людей делала ставку значительная часть революционной интеллигенции. Левацкие стереотипы отвергали традиции. В то же время русские мыслители (В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, писатель Г. Успенский и др.) предупреждали, что "расстроить деревню" - значит расстроить всю Россию.
   Характерно, что крестьянство плохо понимало интеллигентско - западнический смысл и категории "прогресса". Либеральная трактовка "прогресса" подразумевала однонаправленно - линейное движение общественных процессов, количественное накопление материальных благ. Крестьянский менталитет был связан с цикличностью, т.е. регулярной повторяемостью стадий, что было плодом многовековой земледельческой практики. Крестьяне жили по календарю, в котором из года в год повторялись не только циклы сельхозработ (пахота, сев, прополка, сбор урожая, но и праздники: Христианские, внутриобщинные - приуроченные, как правило, к окончанию или началу очередного трудового цикла. Проводились также ежегодные трудовые ярмарки, становившиеся крупными событиями в довольно однообразной крестьянской жизни. К праздникам, особенно к Рождеству, Пасхе, Троице, к ярмаркам люди готовились заранее. Их значение в народном мнении определялось словами: "Мы целый год трудимся для праздника". В праздничные дни запрещалась любая работа, крестьяне устраивали совместные застолья - "братчины". ходили друг к другу в гости, устраивали песнопения. Отказ от празднества у взрослых считался грехом. Молодежь устраивала хороводы и игрища. 
   Крестьянство было не склонным к переменам в вековом укладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служила лишь доказательством "отсталости. реакционности и косности" российского крестьянина. Среди радикальной части интеллигентов, в свою очередь, широкое хождение получили идеи о "реорганизации человеческого материала" - подразумевалось, что главным объектом этих "реорганизаций" и "переделок" должна стать прежде всего крестьянская масса. Применяя к России мерки западного прогресса" Л. Троцкий заявлял: "Россия приговорена своей природой на долгую отсталость". По его мнению, ее нужно было строить заново, очистив от всякого "исторического хлама", называемого некоторыми "культурно историческим наследием". Плоды теорий, связанным с социальным эксперементированием. российские крестьяне через несколько лет после 1914 года познали в полной мере.

   ЛИТЕРАТУРА   Аврех А.Я. Масоны и революция. М.,1990. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Л., 1988. Вехи: Интеллигенция в России. Сб.статей 1909 - 1910 гг. М., 1991. Гиларовский В.А. Москва и москвичи. Минск, 1981. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988. Игнатьев А.В. Витте - дипломат. М.,1989. Извольский А.П. Воспоминания. М.,1989. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и резолюции.// Вопросы истории, 1993, № 3,5,7; 1994 № 1,6,7. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Ключевский В.О. Краткое описания по русской истории. М., 1906. Кузнецов В.Е., Петров А.В., Флоринский М.Ф. Путеводитель по русской истории. СПб, 1992. Лубский А.В. Введение в изучение истории России периода империализма. М., 1991.Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Очерки истории политических партий и движений России. Сб.статей. Ростов-на-Дону - Москва, 1992. Платонов О.А. Русский труд. М., 1991. Политическая история России и СССР. курс лекций под ред. Леванова Б.В. М., 1991. Программы политических партий и организаций России конца XIX-XX века. Ростов-на-Дону, 1992. Россия в XX в. Историки мира спорят. Ред. Кузнецова Л.Н., М., 1994. Русское православие: вехи истории. Сборник статей. М., 1989. Сазонов С.Д. Воспоминания. М.,1991. Старцев В.И. Революция и власть. М., 1978. Столыпин П.А. Думские речи. М., 1991. Шульгин В.В. Дни; 1920. М., 1989. Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. М., 1974.  

сс. 69 - 78


Проверь себя    Следующая лекция Практическое занятие  Важнейшие даты и события

Переход к лекциям [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12][13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22]

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008