ерэтнос, существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII— XIII вв., когда он распался под ударами татаро -монголъских кочевых племен. Вторая — Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и монгольских завоевателей, аккумулировавших население Великой степи.

Цивилизационная интерпретация?
 

   В связи с кризисом в отечественной науке марксистской концепции истории внимание научной общественности привлекает цивилизационная интерпретация.
   При этом понятие цивилизации зачастую рассматривается как некая замена базовому для марксизма понятию общественно-историческая формация. Очевидно, такая замена выглядит чисто формальной процедурой, мало что меняющей в содержании философско-исторических представлений и лишь имитирующей отход от марксизма. Во-первых, само понятие цивилизации возникло и разрабатывалось в рамках всемирно-исторической интерпретации, заключающей в себе (в том или ином наборе) существенные элементы цивилизационной интерпретации (теорию гражданского общества, правового государства, учение о роли экономики в общественном процессе). Во-вторых, выше мы уже анализировали опыт теорий локальных цивилизаций, в рамках которого понятие цивилизации жестко противопоставляется понятию формации.
   В представлении большинства отечественных историков цивилизационная интерпретация является синтезом или эклектикой (взято от других по кусочку) интерпретаций христианской, всемирно -исторической, культурно-исторической.
   Отметим, что об этой интерпретации больше говорят, чем ее используют. В настоящее время отсутствуют труды по российской истории с ее применением.
   Концепция предлагаемого курса лекций — равноуважительное отношение к различным интерпретациям (объяснению) материала. Структура каждой лекции содержит следующие направления:

  1) Освещение различных интерпретаций (подходов) темы
  2) Россия и мир
  3) Государство и право
  4) Экономика
  5) Культура и быт.
 

   Право выводов по материалу лекции предоставляется самим читателям согласно выбранному подходу, жизненным установкам.
 

Литература  Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» (12 января 1994 г.) // Вопросы истории. 1994, № 6. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973. Гумилев Л. Н. От Руси до России. СПб, 1992. Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2—3. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974 Егоров В. К. История в нашей жизни. М., 1990. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989. Россия в XX в. Историки мира спорят. Ред. Кузнецова Л. М. М., 1994. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

сс. 7 - 13


Переход к лекциям  [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]  [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] 

История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные