Иловайский  Д. И. Краткие очерки русской истории

--------------------------

Отделение второе

IV. Эпоха первых трех царей из дома Романовых

1645—1649—1653—1667—1672—1676—1682

(продолжение)

   Разин, казацкое и крестьянское движение. Вообще царствование Алексея Михайловича, кроме внешних войн, о

бильно разными мятежами внутри государства. Правительство легко усмиряло ряло отдельные попытки некоторых городов; победа же над казацким движением требовала значительных усилий.
   В XVII столетии казачество охватило уже всю юго-восточную полосу России от берегов южного Буга до Яика, перешло за Яик и проникло в отдаленную Сибирь; центром его в Москов Руси была равнина реки Дона. В царствование Михаила Федоровича Донские казаки окончательно признали над собой власть Москвы, обещая прекратить свои разбои и нападения на соседей, но подобные обещания исполнялись весьма редко. На Дону, как и в Малой России, казацкое сословие распадалось на две главные партии: казаков зажиточных, или «домовитых», и бедных, «голутвенных» (голь). Между тем как первые были наклонны более к сохранению порядка и к повиновению московскому вительству, вторые составляли толпу людей беспокойных, в искавших случая погулять на чужой счет ("добыть себе зипунов", как они выражались). Число голутвенных постоянно увеличивалось от прилива беглых холопей, крестьян и посадских людей Московского государства. Дон не выдавал назад, подобных беглецов, и приставши какой-нибудь станице, они считались уже вольными казаками. Вся эта голутвенная вольница ожидала только предводителя, чтобы собраться вокруг него для разбоя и для войны с государством. Такой предводитель явился в лице простого казака Степана Разина.
  Говорят ненависть, к московскому правительству и жажда мести зародились в душе Разина во время войны с Польшей, когда старший его брат за нарушение военной дисциплины  погиб на виселице по приказанию воеводы Долгорукого. Своею энергиею и физическою силою Стенька Разин резко выделялся из толпы товаришей, и ему не трудно было собрать шайку из нескольких сот подобных себе удальцов. Он бросился на Волгу, разграбил караван судов, плывших в Астрахань с разными припасами и товарами, и пробрался на Яик где шайка его быстро увеличилась новыми охотниками (1667 г ). Отсюда казаки Каспийским морем поплыли на юг, разгромили берега Персии и сбогатою добычею пришли к устью Волги. Астраханский воевода объявил, что государь прощает казаков и позволяет им спокойно воротиться назад, если они выдадут персидских пленников вместе с служилыми людьми и пушками, захваченными по городам и царским судам. Разин принял это предложение и принес повинную, впрочем, далеко не выполнил всех условий. Когда он воротился на Дон, слава о его подвигах и богатствах, награбленных казаками,со всех сторон привлекла к нему голутвенных людей, в числе других явлились и многие запорожцы. Своим приветливым обращением атаман умел снискать чрезвычайное расположение толпы и скоро увидел себя во главе значительного войска.

     Разглашая повсюду, что идет против нелюбимых московских московских бояр, Разин летом 1670 г. опять появился на Волге, взял Царицын и двинулся на Астрахань. Здесь стрельцы и чернь перешли на сторону казаков, так что этот важный город был взят почти без боя. Лучшие люди большею частию перебиты, имущество и лавки разграблены; а жители астраханские присоединились к войску Разина и получили казацкое устройство. Отсюда атаман двинулся вверх по Волге, взял Саратов, Самару и распуская слух, будто при нем находится царевич Алексей (незадолго умерший) и патриарх Никон (лишенный сана). Приерженцы Разина рассеялись по областям Московского государства и подстрекали простой народ к восстанию против бояр и приказных людей, обещая всем казацкую вольность. Мятеж быстро охватил все пространство между Окою и Волгою; крестьяне убивали помещиков, в городах чернь свирепствовала против лучших людей, возмутились и приволжские инородцы (черемисы, чуваши, мордва, татары). Силы Разина достигли огромных размеров. Но достаточно было одной неудачи, чтобы исчезло доверие казаков, чтобы обнаружилась для них вся невозожность по5едить окрепший государственный порядок. Под Симбирском Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю; тогда Разин оставив крестьян на жертву воеводам, бежал с казаками на родину и  попытался поднять весь Дон. Но здесь главный атаман войска Яковлев, с помощью домовитых казаков, схватил Разина и отослал его в Москву для казни (1671 г.).

   Между тем царские воеводы, после нескольких решительных побед над толпами крестьян и инородцев, успели подавить восстание внутри государства. Только в Астрахани некоторое время еще свирепствовала казацкая шайка под начальством Васьки Уса, который, в числе других злодейств, подверг пытке астраханского митрополита Иосифа и велел сбросить его с колокольни Но вскоре Астрахань также сдалась московским  воеводам, и главные мятежники были казнены.
   Патриарх Никон и дела церковные. Никон, в миру был сын одного крестьянина Нижегородской области (мордовского происхождения) и родился в начале Смутного времени. С детства он уже показывал присутствие сильной воли, необыкновенные способности и наклонность к монашеской жизни. Мальчик выучился грамоте, что было редкостью в крестьянском быту,но гонения, которые он терпел в своей семье от мачехи  остались без дурного влияния на его характер. По просьбе родственников Никита женился, а грамотность доставила ему место священника. Прожив 10 лет с женой и потеряв всех детей, Никита убедил жену вступить в монастырь, а сам ушел в скиты на Белое море и там постригся. Слава о его уме и строгой иноческой жизни скоро достигла Москвы; набожный Алексей Михайлович перевел Никона архимандритом в один из московских  монастырей, часто призывал его во дворец для беседы и вообще начал оказывать ему большое доверие. Скоро Никон был посвящен митрополитом в Новгород, где не ограничился церковным управлением, но приобрел влияние и на дела гражданские, а уважение к нему царя еще более усилилось после известного новгородского мятежа, который был усмирен твердостию митрополита. Когда же в Москве скончался патриарх Иосиф, престол патриарший предложили Никону; он отвечал отказом на это  предложение. В Успенском соборе царь и окружавшие его со слезами умоляли митрополита не отказываться. Последний обратясь к боярам и народу, спросил: «Будут ли почитать его как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить церковь?» Все  клялись, что будут и дадут. Тогда Никон согласился и был посвящен (1652 г.).
   Царь вполне подчинился влиянию нового патриарха, оказывал ему неограниченное доверие, а во время своих отлучек поручал управление почти всем государством. Подобно отцу Михаила Феодоровича, Никон в грамотах стал писаться «великим государем». Из церковных его дел самое важное по своим последствиям было исправление богослужебных книг.
   С течением времени от невежественных переписчиков в церковные рукописи вкралось множесто ошибок. Когда же Московском государстве появилось книгопечатание, то ошибки рукописей перешли и в печатные книги; а вместе с ошибками вкрались в них и разные мнения, не согласные с церковными. В царствование Михаила Феодоровича приступили к исправлению ошибок и поручили это дело сначала Дионисию, знаменитому архимандриту Троицкой лавры, с несколькими монахами. Но за свои исправления он обвинен в ереси, подвергнут истязаниям вместе с товарищами и заточен. А дело исправления перешло в руки других людей, которые сами держались упомянутых мнений и вносили их в новые печатные издания. Для обсуждения возникшего отсюда вопроса Никон созвал духовный собор (1654 г.). Решено было исправить книги по старым русским рукописям, которые с этой целию были собраны в Москве в большом количестве. Исправленные и вновь изданные богослужебные книги рассылались по церквам, а книги прежних изданий Никон приказывал везде отбирать. Против этой меры восстала часть духовенства, не любившая Никона за его строгость, и начала смущать народ рассказами о том, будто бы патриарх вводит разные еретические новости и нарушает веру. Люди, приверженные к букве устава, к внешним обрядам, стали сильно роптать на жестокие наказания, которым суровый Никон подвергал непослушных ему священнослужителей, делали их мучениками в глазах  толпы. С того времени книги, напечатанные при патриархе Иосифе, или старые, получили священное значение для людей недовольных исправлением (они тщательно сохраняли эти книги думали, что только по ним надобно молиться, а Никона уподобляли антихристу). Такие люди получили название староверов или раскольников. Главными двигателями раскола были попы Лазарь и Никита Пустосвят, дьякон Федор и в особенности протопоп Аввакум, отличавшийся большою начитанностию и смелым энергическим характером. Его многочисленные сочинения, написанные живым, сильным языком, имели большой успех в народе.
   Вооружая против себя многочисленную партию в духовенстве и народе патриарх скоро возбудил к себе вражду и в боярском сословии. Он слишком неумеренно пользовался влиянием на царя и хотел обратить в свое неотъемлемое право то государственное влияние, которым был обязан только личному расположению Алексея Михайловича; он стремился, по-видимому, самую светскую власть поставить в зависимость от духовной. Но такое стрмление не могло иметь успеха в Московском государстве при полном развитии царского самодержавия. Раздраженные высокомерным обращением и требованием совершенной покорности, многие бояре возненавидели Никона и старались ослабить расположение к нему царя. Усилия бояр увенчались успехом тем скорее, чем Никон пренебрегал их мелкими интригами; а главное, сам царь начал уже тяготиться своею зависимостию от неуступчивого патриарха. В отношениях Алексея Михайловича к Никону не замедлило обнаружиться охлаждение, за ним последовал открытый разрыв, вследствие которого патриарх самовольно оставил свою паству...
   Государь, однако, не скоро решился покончить с своим бывшим другом, и несколько лет еще продолжалась их распря, которую бояре усердно старались поддерживать; а Никон им помогал своим упрямством. Наконец, состоялся духовный собор под председательством двух восточных патриархов (Александрийского и Антиохийского): Никон был осужден; его лишили сана и в заточение в Белозерский Ферапонтов монастырь (1666 г.).  После своего падения он, однако, не смирился духом и до самой смерти оставался верен своему характеру.
   Книги, исправленные Никоном, были одобрены на том же соборе, который низложил его с патриаршего престола. Тем не менее во многих местах священники и монахи не хотели принимать этих книг; а в Соловецком мбнастыре дело дошло до явного возмущения. Против мятежных монахов отправлен был отряд стрельцов; но правительство, занятое в это время борьбою с Разиным, не могло употребить большие силы на севере; благодаря своим крепким стенам, раскольники целых восемь лет выдерживали осаду. Только в 1676 г. воевода Мещеринов взял монастырь приступом и перевешал главных мятежников.

МАЛОРОССИЙСКИЙ ВОПРОС

   Богдан Хмельницкий и присоединение Малой России. В первые годы царствования Алексея Михайловича произошло новое и самое знаменитое восстание украинских казаков против польской аристократии, которое окончилось отложением Малой России от Польши и присоединением к Москве. Вождем этого стания явился Богдан Хмельницкий, вызванный на отчаянную борьбу с поляками жаждою личной мести.
   Зиновий Хмельницкий (известный более под именем Богдана) был сыном казацкого сотника, получил хорошее к тому времени образование и рано стал выдвигаться из среды товарищей, городовых казаков, своею храбростию и даровитостию. Он отличился в битвах с татарами, турками, москвитянами и занял место войскового писаря. Хотя Хмельницкий по наружности оказывал полную преданность Речи Посполитой, однако некоторые из панов, угнетавших Украйну, наученные опытами прежних казацких мятежей, стали подозрительно смотреть на умного писаря, особенно возненавидел его чигиринский подстароста Чаплинский. Недалеко от Чигирина у Хмельницкого был хутор Суботово, на который подстароста объявил свои притязания. Однажды Чаплинский с помощью слуг напал на хутор, пожег на гумне хлеб и завладел женою Богдана, Хмельницкий принужден был спасаться бегством. Он обратился с жалобою к чигиринскому старосте (Конецпольскому) и, не получив от него никакой ответа поехал в Варшаву искать правосудия у польского сената, но судьи в тяжбе шляхтича с казаком по обыкновению приняли сторону первого. Хмельницкий обратился к королю, который лично знал Богдана и покровительствовал ему. Сознавая свое бессилие перед сеймом, Владислав отказался от участия в деле (а на жалобы Хмельницкого против утеснения Украины, как то заметил, что у казаков есть сабли). Тогда Хмельницкий ушел на Запорожье, подготовил там восстание и получил помощь от крымского хана. Казацкая  рада выбрала Хмельницкого гетманом и решила объявивить войну полякам По всей Украине началось сильное волнение народа, который ждал. только удобного случая, чтобы снова поднять оружие против своих притеснителей.
  
Первые битвы Хмельницкого с польскими войсками (при Желтых водах и при Корсуне, 1648 г.) окончились полным поражением поляков. Этот успех поднял всю Украину; хлопы, составив множество гаймацмацких отрядов («загонов»), бросились грабить  и разрушать господские замки, жечь католические церкви и предавать мучительной смерти арендаторов. Паны принуждены были бегством спасаться от ярости черни. В это время скончался король Владислав, и наступившее бескоролевье еще более способствовало успехам восстания. Когда же на престол был избран брат покойного короля Ян Казимир, он лично принял начальство над войском, но под Зборовым (в Галиции) поляки со всех сторон были окружены казаками и татарами; тогда король согласился на мир, по которому возвращались казакам их старые права и дарованы были некоторые новые привилегии.

   Непрочность Зборовского трактата скоро обнаружилась. По трактату число реестровых казаков ограничено до 40 000; все же остальные хлопы, приставшие к войску, должны были воротиться в крепостное состояние и опять работать на тех самых панов, которых только что прогнали из своей земли. Когда гетман пытался строгими мерами привести в исполнение эту статью на Украйне, обнаружилось против него сильное неудовольствие черни  и он вынужден был отказаться от своей попытки. С другой стороны, и поляки не исполнили некоторых условий договора, так, например, они не дали киевскому митрополиту места в сенате. Хмельницкий опять призвал на помощь крымского хана и начал новую войну; на этот раз она была для него неудачна. Ян Казимир собрал поголовное шляхетское ополчение ("посполитое  рушенье"); в сражении под Берестечком хан внезапно покинул казаков, и они потерпели совершенное поражение. При Белой Церкви заключен был новый мир, по которому число реестровых казаков уменьшено до 20 000. Положение Малой России сделалось такое же, какое было до восстания. Казаки и в особенности крестьяне целыми толпами устремились соседнюю Московскую украйну, где пустынные дотоле пространства в скором времени заселены были малороссийскими колониями и слободами, каковы: Ахтырка, Сумы, Изюм, Харьков и др. (Слободская Украина).
   Видя невозможность одними собственными силами бороться с Польшею, Хмельницкий еще в начале восстания вошел в переговоры с московским двором и просил царя принять Малороссию под свое покровительство. После Белоцерковского трактата он с большею настойчивостию возобновил свои просьбы, говоря, что в крайнем случае готов даже поддаться турецкому султану. Московское правительство сначала приняло на себя роль посредника между казаками и Польшею и потребовало подтверждения Зборовского договора; но поляки отвергли это требование.Кроме того, постоянным поводом к неудовольствию Москвою и Польшею служило «умаление» царского титула со стороны польских пограничных начальников. Для обсуждения польского и малороссийского вопроса Алексей Михайлович собрал земскую думу (1653 г.). На соборе решено было принять предложение Хмельницкогго и объявить войну Польше. В следующем году торжественное московское посольство, во главе  которого стоял боярин Бутурлин, приехало в Переяславль, здесь собралась общая казацкая рада и по предложению своего гетмана присягнула на подданство московскому царю (8 января). Вслед за тем московские чиновники отправились по украиским городам и привели к присяге все малороссийские полки на обеих сторонах Днепра. Главные условия присоединения были следующие: число постоянного войска назначено в 60 000; казаки выбирают себе гетмана, который имеет право принимать иностранных послов; права городов и шляхты остаются прежние; в городах  правители должны быть из малороссиян, они же и собирают доходы.
   Борьба с соседями за Малороссию. Открывшаяся война с Польшею была весьма удачна для москвитян. Алексей Михайлович вступил в поход с многочисленным войском, лично осадил Смоленск и принудил его к сдаче. Из Белоруссии москвитяне перешли в Литву, взяли Вильно, Ковно и Гродно, в то же время  Хмельницкий, подкрепленный царскими воеводами, напал на поляков с юго-востока и дошел до Вислы. К довершению своих бедствий Польша подверглась еще нападению с севера, со стороны воинственного шведского короля Карла X, который завладел Познанью, взял самую Варшаву и Краков. В таком критическом положении Польша была спасена заступлением австрийского императора и соперничеством, которое возникло между русскими и шведамими. Послы императора (Фердинанда III) подали Алексею Михайловичу надежду, что поляки по смерти бездетного Казимира берут московского царя на свой престол и тогда Польша мирным образом соединится с Москвою. Царь согласился на перемирие удержав за собою Малую и Белую Россию (1656 г.). Теперь  он обратил свое оружие на шведов, которые становились сильными и опасными соседями, нежели поляки.
    Думая, что настало время пробиться к берегам Балтииского моря, Алексей Михайлович вступил в Ливонию, завоевал сколько городов и осадил Ригу; но здесь русские потерпели удачу. Война продолжалась потом с переменным счастием. Между тем завязались переговоры; они окончились миром в Кардисе (1661 г.), по которому русские возвратили шведам все завоеванные города. К такой уступке принудили Москву смуты в Малороссии и возобновившаяся Польская война.
    Богдан Хмельницкий с неудовольствием узнал о прекращении войны между Москвою и Польшею, он скончался спустя несколько месяцев после перемирия В Малороссии немедленно наступили смуты. Главным поводом для них служило гетманское достоинство, которое зависело от свободного выбора казаков и на котрое всегда являлось несколько претендентов, каждый с своею партией. Да и самое соединение Малой России с Великою было еще непрочно: между тем как простые казаки и чернь тянули к единодержавной Москве, старшины казацкие и вообще люди чиновные отдавали предпочтение аристократической Польше.

      Еще при жизни Богдана казаки выбрали ему преемником молодого сына его Юрия; но вскоре после кончины старого гетмана генеральный писарь писарь Виговский с помощию преданных себе полковников захватил в свои руки гетманскую булаву.
   Витовский изменил Москве и тайным договором с поляками (в Гадяче), обязался возвратить Польше Малую Россию. Против него восстала  значительная часть казаков, которые соединились и воеводами; гетман с помощью крымского хана разбил своих противников под Конотопом (1659 г.); но потом, оставленный ханом, принужден был бежать в Польшу. После него гетманы быстро сменяли один другого (Юрий Хмельницкий,Тетеря и Брюховецкий); причем ясно обнаружилось раздвоение Малой России на левую и правую сторону Днепра; в первой брали верх приверженцы Москвы, вторая тянула к Польше.
   Между тем, вследствие несоблюдения поляками мирного договора, Алексей Михайлович должен был возобновить с ними войну. Эта вторая Польская война была для него неудачна; большая часть завоеваний в Литве и Белоруссии перешла опять в руки неприятеля. Утомленные долговременною борьбою, оба государства вступили в переговоры, и наконец боярин Ордын-Нащокин, знаменитый московский дипломат, заключил с Польшею перемирие в деревне Андрусове (близ Смоленска) на 13 лет (1667 г.). По этому перемирию за Москвою остались Смоленск, левый берег Днепра в Малороссии и, кроме того, город Киев  на два года  (но он после не был возвращен); западная часть Украйны отошла к полякам.
   С окончанием Польской войны малороссийские смуты не прекратились. Гетман западной стороны, смелый и честолюбивый Дорошенко захватил в свои руки и восточную сторону (где жители были недовольны новыми московскими налогами); он задумал из Малой России составить особое владение и отдался под под покровительство турецкого султана. Впрочем, на левом берегу приверженцы Москвы вскоре опять взяли верх, они выбрали гетманом Самойловича; а общая опасность со стороны заставила московское и польское правительства сблизиться между собою и заключить оборонительный союз против сильного неприятеля. Западная сторона Днепра, куда султан два раза приходил с большими силами, подверглась страшному опустошению; только победы польского полководца Яна Собеского (избранного на престол в 1674 г.) спасли Польшу от совершенного унижения. Борьба с турками и малороссийский вопрос не были решены в то время, когда скончался Алексей Михайлович.                                                                                            

   В последние годы Алексея Михайловича личным расположением  царя и наибольшим влиянием при дворе пользовался Артамон Матвеев, отличавшийся своим образованием и приверженностию к европейским обычаям, которые тогда по начали проникать в высшее русское общество; после Ордына-Нащокина он заведовал посольским приказом. Его значение  еще более увеличилось с того времени, когда царь, потеряв первую супругу, женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая была родственница Матвееву и воспитывалась в его доме.
   Умирая, Алексей Михайлович оставил после себя довольно  многочисленное семейство; от первой супруги (Милославской у него было два сына, Феодор и Иоанн, и несколько дочерей; от второй - маленький царевич Петр, родившийся в мае 1672 г.

ФЕОДОР АЛЕКСЕЕВИЧ. 1676—1682

   Новый царь был воспитанник Симеона Полоцкого, монаха, известного своею ученостью и своими стихотворными сочинениями или виршами. При вступлении на престол Феодор имел только 14 лет от роду; он отличался весьма слабым здоровьем. Родственники царя Милославские спешили воспользоваться своею силою при дворе, чтобы погубить Матвеева: за приверженность к западной науке он был обвинен в чернокнижии, лишен имения, боярского сана и сослан в Пустозерский острог. Впрочем, главное влияние на государственные дела из рук Милославских скоро перешло к любимцу царя боярину Языкову.
   Окончание малороссийского вопроса и приговор о местничестве составляют самые важные события этого царствования.
   В южной части Малой России продолжал еще держат Дорошенко. Против него выступили московский воевода князь Ромодановский и гетман Самойлович; они так стеснили Дорошенко, что он сдал Чигирин русским и оставил свои притязания на гетманское достоинство. Турецкий султан, однако, не хотел отказаться от Украины, и войска его вместе с крымскими   татарами два раза приходили под Чигирин. В первый турки были разбиты Ромодановским и воротились без успеха; в следующий поход они овладели Чигирином, но не могли утвердиться. Наконец, султан заключил в Бахчисарае двадцатилетнее перемирие, вследствие которого Украина и Запорожье навсегда утверждались за Москвою (1681 г).
   Немедленно после Турецкой войны при московском дворе поднят был вопрос о вредном обычае воевод считаться между собою местами. Напрасно московские цари со времен на Иоанна IV старались ограничить местничество и, отправляя в поход, строго запрещали начальникам входить в родовые счеты; так, при Алексее Михайловиче почти все походы были  объявлены «без мест». Подобные запрещения мало приносили пользы, потому что зло укоренилось слишком глубоко ..
   Феодор Алексеевич поручил выборным людям из военных чинов, под  председательством князя Голицына, обсудить, какие надобно принять для улучшения военного дела в России. Выборные люди в числе других преобразований указали на необходимость уничтожить местничество. Государь созвал собор из высшего духовенства и членов боярской думы, объявил ему мнение выборных людей и предложил вопрос: отменить ли местничество или оставить его по-прежнему? Собор единогласно приговорил, что местничество, как источник многих зол, должно отменено.Государь велел принести тяжебные дела по местничеству и придать их огню в присутствии духовенства и бояр. Виновным против  соборного приговора назначено лишение звания и имущества.
 

Источник: Учебники дореволюционной России по истории. Сост. Т.В. Естеферова, М.,1993, сс.284 - 293

 Содержание учебника  Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008