40. Конец Фемистокла и Аристида. Фемистокл при прохождении общественных должностей обогатился, а после битвы при Саламине стал слишком гордиться своими заслугами; вследствие этого афиняне охладели к нему и перестали доверять. «Я для граждан то же, что платановое дерево,— говорил Фемистокл,— они укрываются под ним во время грозы, а в хорошую погоду его обламывают». Наконец Фемистокл был изгнан из

Афин (остракизмом). Вскоре затем враги оклеветали его в измене, и ему угрожала казнь, но он бежал в Персию, где и умер. Аристид после похода Ксеркса начальствовал над афинским флотом и в союзе с греками, жившими на Эгейском море и в Малой Азии, воевал с персами. Он умер в бедности, так как издержал все свое состояние на нужды республики; его похоронили на общественный счет.
41. Окончание войны с персами. Кимон, сын Мильтиада, одержал над персами несколько побед, вследствие чего малоазиатские колонии сделались самостоятельными и признали над собою гегемонию Афин. Таким образом окончились греко-персидские войны (449 г.).


АФИНЫ ПРИ ПЕРИКЛЕ

42. Во время персидских войн афиняне сделались более религиозными, чем прежде, так как были убеждены, что победить несравненно сильнейшего врага им помогли боги и герои. Когда же при Кимоне афиняне приобрели гегемонию над малоазиатскими греками, то стали быстро обогащаться от внешней торговли. Владея средствами и побуждаемые религиозным и патриотическим чувством, они украсили свою столицу роскошными зданиями, храмами и статуями. Это произошло при Перикле, руководившем Афинскою республикою после Кимона. Главные постройки находились в акрополе. Первое место между ними занимал Парфенон, храм в честь Афины-Паллады; он был сооружен из белого мрамора и имел вид продолговатого четырехугольника, покрытого плоскою крышею. Главное украшение храма составляли колонны и фронтоны. Фронтоны имели треугольную форму и устраивались на узких сторонах храмов, на фронтонах  находились барельефные изображения событий из жизни Афины-Паллады. По высоте и обширности Парфенон значительно уступал египетским и ассиро-вавилонским храмам, но превосходил их красотою. Другою замечательною постройкою были Пропилеи, или преддверие; это мраморная крытая галерея, служившая входом в акрополь; подобно Парфенону, она имела много колонн и фронтоны. К Пропилеям из города вела широкая мраморная лестница. В честь богини Афины были сооружены две статуи: одна, сделанная из слоновой кости и золота, была поставлена в Парфеноне; другая, известная под названием «Афины воительницы» и отлитая из бронзы, найденной в персидском лагере после победы при Марафоне, стояла в акрополе на открытом месте и служила как бы маяком для афинских мореходов. Статуи Афины были сделаны художником Фидием, другом Перикла; под его же руководством был сооружен и Парфенон. Кроме Фидия, в Афинах при Перикле жили следующие знаменитые люди: философ Сократ, врач Гиппократ, названный «отцом медицины»; историки: Геродот, названный «отцом истории», и Фукидид; поэт Софокл и т. д. Вообще Афины при Перикле сделались лучшим городом Греции: «Как цветы украшают землю, а звезды небо, так Афины украшают Грецию»,— говорили поэты. Между тем в это славное время афиняне, как богатые, так и бедные, вели простую жизнь: горожане жили в незатейливых каменных домах, поселяне же — в мазанках; пищею для большей части граждан служили ячменный хлеб и сушеная рыба; одежда изготовлялась из дешевой материи.
   Нижнее одеяние, длинная рубаха без рукавов, называлось хитоном; женский хитон был похож на мужской, только длиннее и со складками. Сверх хитона накидывался четырехугольный полотняный плащ, называвшийся гиматием и составлявший национальную греческую одежду; женский гиматий был одинаков с мужским, почему жены обыкновенно носили гиматий своих мужей. Обувь употреблялась только в праздничные дни или в дороге при неровном пути. Во время полевых работ афиняне ходили или совершенно обнаженными, или надевали только передники.


АЛКИВИАД.—ПОХОД В СИЦИЛИЮ 413 г.

43. Перикл был уверен в неизбежности войны со Спартою из-за гегемонии и поэтому готовился к ней. Он увеличил военный флот, причем триеры строились больших размеров, чем прежде. Афины и гавань Пирей были окружены такими прочными стенами, что город казался неприступным с суши. Укрепления эти Перикл называл щитом, защищающим Афины от Спарты, а флот — мечом, направленным против нее. Война, ожидаемая Периклом, действительно вспыхнула за три года до его смерти и известна под именем Пелопоннесской. Она продолжалась 27 лет (431—404 г.) и окончилась для Афинской республики весьма печально. Почти во все время войны между простыми и знатными афинянами происходили частые раздоры. Вследствие этих раздоров ни многочисленный афинский флот, ни сильные укрепления не принесли той пользы, какой ожидал Перикл. К числу неудачных предприятии афинян во время Пелопоннесской войны относится поход в Сицилию. После десятилетней борьбы Афины и Спарта заключили между собою перемирие, известное под именем Никиева мира (421 г.), но афиняне вскоре нарушили это перемирие, по настоянию Алкивиада, родственника Перикла. Алкивиад был человек даровитый и богатый. Он угождал народу и нередко площади бросал деньги толпе. Желая приобрести славу полководца, Алкивиад стал склонять афинян к завоеванию о-ва Сицилии, на котором находились греческие колонии и между ними — богатый город Сиракузы, помогавший во время войны Спарте. Многие из афинян не одобряли такого предложения, но народное собрание приняло его. Снаряжен был многочисленный флот, главным начальником которого народное собрание назначило Алкивиада. Алкивиад успешно воевал в Сицилии, когда неожиданно из Афин прибыл корабль, чтобы взять его под стражу по обвинению в святотатстве. Произошло это по следующему обстоятельству: когда афинский флот готовился выйти из гавани Пирей, кто-то разбил статуи бога Гермеса, стоявшие на улицах. По отплытии флота в Сицилию знатные афиняне обвинили Алкивиада в этом преступлении и привлекли его к суду. Алкивиад сел на присланный корабль, но дорогою обманул стражу и бежал в Спарту. Афиняне заочно присудили его к смерти. Узнав об этом, он воскликнул: «Я покажу им, что я еще жив!» В отмщение Алкивиад посоветовал спартанцам послать войско на помощь Сиракузам, к которым в то время подступал афинский флот под начальством полководца Никия. Спартанцы последовали совету Алкивиада и скоро захватили весь афинский флот и на суше разбили афинское войско. Никий сдался и был казнен. Другие пленные афиняне были брошены в каменоломни, служившие тюрьмою: там они оставались 70 дней, страдая от испорченного воздуха, от палящего солнца и от ночного холода; среди них лежали трупы умерших от ран или же от голода и жажды. Наконец оставшиеся в живых пленники были проданы в рабство. Пелопоннесская война возобновилась, и через несколько лет спартанцы завладели Афинами, разрушили стены и передали власть 30-ти знатным гражданам, которые за свое жестокое правление были названы тиранами. Впрочем, афиняне скоро изгнали тиранов и позднее восстановили городские стены и учредили флот; но могущество Аттической республики навсегда прекратилось. В нравах самих афинян, вследствие Пелопоннесской войны и других причин, произошла перемена к худшему, о чем можно судить по тому, что они казнили философа Сократа.


СОКРАТ. 399 г.

44. Сократ был сын ваятеля и в молодости занимался искусством своего отца. Он добровольно жил в бедности и усердно служил отечеству. Много размышляя о всем виденном и слышанном, Сократ сделался философом, т. е. любителем мудрости, и стал учить других. Он учил на рынках, в садах, на кладбищах и повсюду, где встречал народ, причем разъяснял всем, как можно сделаться человеком честным и добродетельным; учил, что мир управляется верховным существом, и проч. Учение Сократа не нравилось многим афинянам; особенно не любили философа софисты (мудрецы, учителя красноречия и других наук). Наконец противники привлекли Сократа к суду, обвинив его в том, что он не чтит богов и развращает юношество. Суд признал его виновным Когда Сократу, как того требовали законы, предложили, бы он сам избрал себе наказание, он ответил: «Я заслуживаю чести обедать в притании» (Пританиею назывался дом, где заседали в течение дня архонты и другие высшие должностные лица. К обеду их, состоявшему из ячменных лепешек, а по праздникам — из пшеничного хлеба, приглашались почетнейшие граждане).. После этого он был приговорен к смертной казни (через отравление). В то время из Афин был отправлен на остров Делос священный корабль для принесения жертвы Аполлону. По закону, во все время отсутствия корабля казни не совершались, и Сократ был посажен в тюрьму, где оставался месяц- там каждый день его посещали ученики. В последний день жизни Сократ спокойно беседовал с учениками о вечной жизни за гробом, о бессмертии души и т. п. Кончив беседу, он обласкал своих детей, дал им наставления и затем принял яд (Сократ умер 70 лет). Впрочем, афиняне скоро раскаялись, возвели Сократа в герои и посвятили ему храм.
   Из других философов Греции особенно замечательными были: Платон, любимый ученик Сократа, и Аристотель, любимый ученик Платона.


ПЕЛОПИД И ЭПАМИНОНД


45. После Пелопоннесской войны Спарта приобрела гегемонию над всею Элладою, но гегемония эта была ненавистна грекам, вследствие чего в скором времени против Спарты восстали многие государства. Тогда Спарта уступила малоазиатские колонии персам (Анталкидов мир 387 г.), после чего персидские цари стали помогать спартанцам в их борьбе с греками. Но несмотря на эту помощь, гегемония Спарты была сокрушена двумя знаменитыми мужами из Фив: Пелопидом и Эпаминондом. Случилось это так. В Фивах правление было демократическое, спартанцы уничтожили его и передали власть нескольким знатным гражданам, причем поставили в Фивах свой гарнизон. Знатные правили жестоко и изгнали многих граждан. Двенадцать изгнанников с Пелопидом во главе составили против правителей заговор и ночью, в одежде охотников, пробрались в Фивы. Правители пировали в эту ночь у одного из тайных друзей Пелопида. Во время пиршества один из правителей получил письмо, извещавшее его о заговоре, но оставил его не читая, сказав: «Важные дела — на завтра!» Заговорщики в одежде танцовщиц вошли к пирующим и перебили всех правителей. Фивяне, еще ранее того подготовленные к восстанию Эпаминондом, другом Пелопида, изгнали из Фив спартанский гарнизон. В Фивах было восстановлено демократическое правление, а Пелопид и Эпаминонд сделались руководителями народа. Оба эти мужа были знатного происхождения. Богатый Пелопид щедро делился своим богатством с бедняками и с городом. Эпаминонд славился образованием и добровольно вел простую воздержную жизнь. Рассказывают, что у него был только один гиматий, и, когда его мыли, он был вынужден сидеть дома.
   Узнав обо всем случившемся в Фивах, спартанцы немел но отправили в Беотию войско. Фивяне, под предводительством Эпаминонда, встретили неприятеля при г. Левктрах. Эпаминоид расставил свою немногочисленную пехоту в виде треугольника или косого строя, напал на спартанцев и победил их. После этого сражения Эпаминонд почти ежегодно был избираем гражданами в военачальники, и Фивы мало-помалу приобрели гегемонию в Греции.
   Намереваясь окончательно сокрушить Спарту, Эпаминонл вместе с союзниками предпринимал походы в Пелопоннес Замечательная битва с спартанцами и их союзниками произошла при г. Мантинее, в Аркадии, 362 г. Находясь в передних рядах Эпаминонд получил в грудь такой сильный удар копьем, что древко копья сломалось, а железо осталось в ране. Врачи объявили что Эпаминонд умрет, как только копье будет вынуто из груди. Когда ему дали знать, что афивяне победили, он проговорил: «Я жил, довольно!» и велел вынуть копье. Друзья со слезами окружили его, и один из них сказал: «Жаль, Эпаминонд, что ты умираешь без потомства!» — «Неправда,— возразил он,— я оставляю после себя двух дочерей: Левктры и Мантинею». Пелопид умер ранее Эпаминонда.— Через несколько лет после смерти Эпаминонда Греция подпала под власть Македонии.


ФИЛИПП МАКЕДОНСКИЙ.— ДЕМОСФЕН

46. Филипп (359—336). Македония, горная страна, лежит на севере от Фессалии. Главное население ее составляли македоняне, народ воинственный, одноплеменный с греками. Цари македонские считали себя «потомками Геркулеса». В половине IV в. царем Македонии был Филипп. В молодости он был взят Пелопидом в заложники и жил в Фивах, где под руководством Эпаминонда изучил греческое военное искусство. Сделавшись царем, Филипп ввел улучшения в македонском войске, особенно в фаланге, т. е. в пехоте. Его фаланга строилась в 16 рядов воинов, причем каждый воин был вооружен таким длинным копьем, что концы копий последнего ряда переходили за воинов первого ряда. С этою фалангой и при помощи подкупов Филипп покорил греческие колонии, находившиеся на берегах Македонии.
  Зная о расстроенном положении Греции, Филипп задумал покорить ее, но к цели этой он шел медленно и осторожно. В тайные намерения Филиппа ранее других проник Демосфен, знаменитый греческий оратор.
47. Демосфен был сын оружейного мастера и под руководством своей матери получил довольно порядочное образование. На шестнадцатом году он услышал речь одного оратора и увидел. с каким восторгом народ провожал его. Это возбудило в Демосфене желание самому сделаться оратором, и он стал прилежно изучать науки, необходимые для ораторского искусства. Первые два его опыта говорить публично с кафедры окончились неудачей, а. его осмеяли. Демосфен жаловался на несправедливость народа, но один актер указал ему на недостатки, мешавшие его успеху. Имея слабую грудь, Демосфен говорил тихо, заикался и подергивал плечом по окончании каждого предложения. Для устранения этих недостатков Демосфен много трудился. Так, рассказывали, что для укрепления груди он быстро всходил на гору, переставая в то же время петь или говорить; чтобы освободиться от заикания, он клал в рот камешки и старался произносить слова ясно; от подергивания плечом он отучил себя тем, что привесил к потолку меч, который острием касался плеча и наносил ему рану при каждом подергивании. Такие труды увенчались успехом, и Демосфен сделался знаменитым оратором. В своих речах он предупреждал афинян против Филиппа и советовал им воевать с ним. Филипп при помощи золота приобрел в Афинах много сторонников и искусных ораторов, которые защищали македонского царя и даже называли его другом Эллады; поэтому советы Демосфена имели мало силы и только на некоторое время вредили Филиппу.
   Так, однажды Филипп осадил греческую колонию Византию, господствовавшую над Дарданелльским проливом, весьма важным для афинян, так как через него они получали с Черного моря хлеб, соль и сушеную рыбу. Демосфен убедил афинян, а также жителей некоторых других греческих городов подать помощь Византии. Филипп был вынужден отступить. За такую услугу афиняне торжественно воздали благодарность Демосфену.— Затем друзья Филиппа вызвали в Средней Греции междоусобную (Священную) войну, прекратить которую сами греки не были в состоянии, для чего и призвали на помощь македонского царя. Филипп окончил войну и затем вознамерился завладеть Фивами и Афинами. Афиняне тогда только поняли, как прав был Демосфен, предупреждавший их против Филиппа. Все афиняне, способные к войне, и даже друзья Филиппа взялись за оружие. Демосфен склонил к войне и другие греческие города. Составилось многочисленное союзное войско, но ему недоставало опытного полководца. Сражение произошло в Беотии, у г. Херонеи (338 г.). Греки сражались храбро, но не устояли против македонской фаланги и были побеждены. После этой битвы Греция добровольно подчинилась Филиппу, а Херонея получила название «могилы греческой свободы».


АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (336—323)

Юность Александра. Филиппу наследовал его сын Александр. Рассказывали, что он родился в ту именно ночь, когда грек Герострат, желавший чем-нибудь прославиться, сжег храм Дианы Эфесской, считавшийся одним из чудес света.
   С ранних лет Александр превосходил своих сверстников ловкостью Однажды к Филиппу привели буцефала, т. е. дикого коня, с которым не могли справиться лучшие наездники. Александр, бывший тогда еще мальчиком, испросил позволение укротить коня. Заметив, что буцефал боится своей тени Александр повел его против солнца, приласкал и, быстро вскочив на него, помчался. Все опасались за жизнь царевича; но он возвратился невредимым и на усмиренном коне. Филипп обнял Александра и сказал: «Сын мой, ищи себе другое царство: Македония для тебя мала». Александр не расставался с буцефалом и совершил на нем все походы.
   Воспитателем Александра был знаменитый греческий философ Аристотель, ученик Платона. Под руководством Аристотеля Александр усвоил все сведения, необходимые в то время для образованного грека. Из поэтических произведений он особенно любил «Илиаду», а из героев ее пленялся Ахиллесом, которому старался подражать. Сделавшись царем, Александр созвал в г. Коринфе именитых греков и объявил им о своем намерении завоевать Персию. Греки, давно уже мечтавшие об этом, избрали его неограниченным предводителем (гегемоном). Перед походом Александр посетил Дельфы. Пифия отказалась взойти на треножник, так как был несчастный день, в который предсказания не давались. Тогда Александр насильно потащил ее к храму. Устрашенная пророчица закричала: «Юноша, ты непреодолим!» — «Этого для меня довольно», — сказал Александр и удалился.
49. Покорение Персии. Персидский поход был предпринят Александром без денег. Войско его, состоявшее менее чем из 40 000 человек, было хорошо устроено и находилось под начальством опытных полководцев, как-то: Пармениона, Клита и др. Первое сражение произошло на северо-западе Малой Азии, при р. Гранике, впадающей в Пропонтиду. Во время битвы один перс сбил с Александра шлем, а другой занес уже руку, чтобы поразить царя в голову, но подоспевший в это время Клит отсек персу руку вместе с саблею. Персы были разбиты, и после того вся Малая Азия подчинилась Македонии. В это же время, будучи во Фригии, Александр развязал так называемый Гордиев узел.
  В крепости г. Гордиума стояла крестьянская телега; она принадлежала некогда царю, бывшему прежде крестьянином. Дышло ее было привязано лыками так искусно, что концов нельзя было найти. Ходило предание, что, кто развяжет этот узел, тот будет обладателем Азии. Александр попытался найти концы узла, но не мог; когда же присутствовавшие изъявили сожаление о том, что предание относится не к нему, царь вынул меч и рассек узел.
   Второе сражение с персами произошло в Сирии, при г. Над персами начальствовал сам царь Дарий III Кодоман, добрый и достойный правитель. Он был побежден и бежал, оставив на поле сражения свой богатый лагерь, мать, жену и детей. Александр приказал оказывать уважение и почет пленным. После сражения при Иссе Александр покорил Финикию и разрушил богатый город Тир, служивший гаванью персидскому военному флоту. Евреи и египтяне приняли Александра как освободится. В Египте при устье р. Нила он основал город Александрию, существующий и поныне. Третье и последнее сражение с персами произошло на равнине при г. Арбелах, недалеко от древней Ниневии. Греки и македоняне пришли к месту сражения ночью, когда Дарий при свете факелов расставлял свое войско. Полководец Парменион, испугавшись численности неприятеля, советовал царю тотчас напасть на персов. Александр ответил, что не желает побеждать украдкой. На другой день после упорного сражения персы были вновь побеждены и рассеяны. Дарий бежал свои северные провинции, но дорогою сатрап Бесс смертельно ранил его и ускакал, оставив одного. Рассказывали, что македонские всадники нашли Дария плавающим в крови. Когда один грек принес ему в шлеме воды, умирающий протянул воину руку и сказал: «Друг, мне жаль, что я не могу отплатить тебе за услугу, но вместо меня тебя отблагодарит Александр. Да наградят его боги за великодушие, оказанное моей семье!» С этими словами умер последний персидский царь. Александр приказал похоронить Дария с царскими почестями, а Бесса казнил. Покорив Персидское царство, Александр пополнил свое войско персами и предпринял поход в Индию.
50. Поход в Индию. Индия, ныне Индостан, по причине своих естественных богатств, слыла в древности «страною чудес». В ней находилось несколько государств, главное население которых составляли индусы, народ арийского племени. Индусы делились на касты. Кастами назывались такие сословия, которые не могли смешиваться друг с другом, причем каждая каста должна была исполнять только ей одной принадлежащие обязанности. Таких каст в Индии было четыре: брамины, воины, ремесленники и земледельцы. Брамины составляли высшую, почетную касту, в состав которой входили: жрецы, ученые, судьи и чиновники. Старые брамины-жрецы добровольно осуждали себя на истязания; так, они стояли весь день на пальцах, в холодное время носили мокрое платье, в знойное — оставались под палящими лучами солнца, иные брамины сожигали себя на костре и т. п. В VI в. в Индии жил мудрец Будда, происходивший из царского рода. Он добровольно вел нищенскую жизнь и, поучая народ, восставал против учения браминов и разделения индусов на касты. Основанная им языческая буддийская религия существует и поныне (в Китае и в Тибете). Из индийских царей сопротивление оказал Александру царь Пор, великан ростом, в войске которого было много боевых слонов и военных колесниц. Сидя на белом слоне, Пор храбро сражался и сдался только тогда, когда все окружавшие о были перебиты. Александр спросил пленника: «Как обходиться с тобой ? » — «По-царски»,— с достоинством отвечал Пор.
"Это я сделаю для себя; что же я должен сделать для тебя, говори ?» — «Я сказал все».— Александр любил храбрых и поэтому возвратил Пору его владения. От Инда Александр пошел к р. Гангу, где войско его, испытав много лишений от проливных дождей и бурь, возмутилось и не хотело идти далее. Александр был вынужден возвратиться к р. Инду и повел остатки своего войска Б Персию. Путь по песчаной и пустынной местности был труден и воины умирали от жажды и голода. Однажды Александру принесли немного воды, оставшейся в ручье; он вылил ее на землю сказав, что «для одного ее много, а для всех мало».
51. Конец Александра. Назначив Вавилон столицею, Александр занялся устройством своей монархии: основывал города заселял их греко-македонянами, проводил каналы и т. п. Стараясь сблизить персов с македонянами, он женил молодых македонян на персиянках и сам женился на дочери Дария. Многих своих намерений царь, однако, не мог исполнить, так как сильно страдал от «вавилонской лихорадки» и от ран, полученных в походах. Скончался Александр на 33-м году.
  Тело его, положенное в золотой гроб, оставалось без погребения около двух лет. Один прорицатель предсказывал, что страна, которая примет прах великого завоевателя, будет могущественна и счастлива. Македоняне настояли, чтобы Александр был похоронен в своем отечестве; но на пути в Македонию гроб с бальзамированными останками царя был перехвачен Птолемеем, правившим Египтом, и похоронен в Александрии.
  После Александра его монархия разделилась на три государства: Македонское, Египетское и Сирийское; Греция сделалась самостоятельною. Все эти государства во II в. до Р. X. подчинились римлянам.

сс.26-36

Далее

 


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008