ГРЕКИ

19. Страна. Древняя Греция делилась на три части: Северную, Среднюю и Южную, или Пелопоннес. Пелопоннес, нынешняя Морея, почти со всех сторон окруженный морем, соединяется с остальною Грециею Коринфским перешейком (Истм). Из областей Пелопоннеса замечательны: Лакония с городом Спартою, Элида с местечком Олимпиею и Арголид

а. На север от Пелопоннеса лежала Средняя Греция, или Эллада. Областями ее были: Аттика с главным городом Афинами, Беотия с главным городом Фивами; к западу от них лежала Фокида с городом Дельфы, священным для греков. В Северной Греции было две области: Фессалия на востоке и Эпир на западе. Из Средней Греции в Северную вел один узкий проход — Фермопилы (Теплые ворота). Вся Греция покрыта горами, из которых замечательны: Олимп в Фессалии, Парнасе в Фокиде и Тайгет в Лаконии. Средиземное море, омывающее Грецию, на востоке называлось Эгейским морем, на западе — Ионийским. Хлеб с успехом возделывался только местами, и урожаи в Греции не были так обильны, как в Египте, в Вавилонии и т. д. В Фессалии и Эпире в изобилии рос строевой лес, в Средней Греции и особенно в Южной возделывались пальмы, маслины и т. д. Вообще же Греция была страна бедная, и жители ее были вынуждены выселяться в чужие земли, вследствие чего произошли греческие колонии по берегам морей Средиземного и Черного.
20. Религия. Греки представляли богов в человеческом образе и верили, что они сносились с людьми, пировали с ними и т. п.
  Жилищем богов считались снежные вершины горы Олимпа. Главные боги: Зевс, властитель неба и вселенной; братья Зевса: Посейдон -  бог морей, и Аид, владевший подземным царством; дети Зевска : Аполлон — бог солнца и искусств, изображавшийся или лирой, или с луком в руках и колчаном за спиной; Афина, богиня «ярости и справедливой войны, изображавшаяся в полном вооружении, с совою и змеею у ног. Кроме богов, греки обожали героев; так назывались люди, прославившиеся мудростью и разными подвигами.
21. Дельфийский оракул. Греки верили, что боги в известных местах давали людям советы и открывали им будущее; такие места назывались оракулами. Самый знаменитый оракул, Дельфийский, находился в г. Дельфах, в храме Аполлона, построенном у подошвы горы Парнасса. Греки и иностранные государи обращались к Дельфийскому оракулу, желая узнать волю богов, причем приносили ему дары. Вопросы предлагались пифии, т. е. пророчице, которая перед тем должна была поститься три дня, после чего жрецы вводили ее в храм и сажали на золотой треножник, стоявший над расщелиною скалы. Одуряющие пары, выходившие из этой расщелины, приводили пифию в исступление, и она произносила отрывистые, бессвязные слова, из которых жрецы и составляли ответы, иногда темные и двусмысленные. Крез, царь лидийский, перед войною с Киром отправил с богатыми дарами послов в Дельфы, чтоб узнать об исходе войны. Пифия дала такой ответ: «Перейдя Галис, Крез разрушит большое царство» (Галис, ныне Кизил-Ирмак, был пограничною рекою Лидии). Взятый в плен Киром, Крез велел спросить дельфийских жрецов: зачем они обманывают своих жертвователей? Те отвечали: великое царство, как они предсказали, действительно разрушено, но они не говорили, что должно быть разрушено Персидское царство.
22. Олимпийские игры Между религиозными происходили первое место у греков занимали Олимпийские игры в честь Зевса, происходившие в роще Олимпии в области Элоиде. В этих играх принимали участие только сильные, ловкие и притом честные юноши. Игры состояли в бегании взапуски, борьбе, кулачном бою, в бросании диска и скачке на лошадях. Почетною наградою для победителей были масличные венки.     Олимпийские игры происходили один раз в четыре года, и по этим промежуткам, или олимпиадам, греки вели свое летосчисление.


МИФИЧЕСКОЕ, ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОЕ, ВРЕМЯ ГРЕЦИИ
 

23. Греки сами себя называли эллинами и делились на несколько мелких племен, из которых наиболее замечательными были: ахейское, ионийское и дорийское. О своей древней истории греки знали только из мифов, т. е. из баснословных рассказов о деяниях богов и героев. Замечательны мифы о героях: Геркулесе и Тезее и о Троянской войне.
24. Геркулес, или Геракл, был сын Зевса и арголидской цари, цы. Греки изображали его в виде рослого мужчины, с большою палицею в руках и со львиною шкурою на плечах. По определению оракула, Геркулес поступил на службу к своему родственнику, микенскому царю Эврисфею, который заставил его испод, нить 12 подвигов. Так, например, Геркулес задушил Немейскогц льва, причинявшего большой вред людям (львы в то время водились в Греции); умертвил чудовищную Лернейскую гидру, или многоголовую змею, хотя у нее вместо каждой отрубленной головы вырастало по две новых; взгромоздил по обеим сторонам Гибралтарского пролива две скалы, получившие название «Геркулесовых столбов»; привел к Эврисфею Цербера, т. е. трехголового пса, охранявшего Тартар (так называлось подземное царство, место мучения людей). Увидя чудовище, царь задрожал от страха и приказал скорее увести его.
25. Тезей, сын афинского царя Эгея, освободил Коринфский перешеек от разбойников, самым страшным из которых был Прокруст.
Прокруст заманивал к себе в дом прохожих и, накормив, предлагал им постель Если кровать была гостю коротка, хозяин отрубал ему ноги, того же, кому постель оказывалась велика, Прокруст вытягивал во всю длину ложа (Прокрустово ложе)
Главным подвигом Тезея считается убиение Минотавра. Однажды афиняне умертвили сына критского царя. Минос, отец убитого, пошел на афинян войною, победил их и заставил в виде дани привозить в Крит через каждые 9 лет по 7 юношей и по 7 девиц. В Крите запирали этих юношей и девиц в подземное здание, называвшееся вследствие множества комнат и ходов Лабиринтом, где их пожирало чудовище Минотавр — наполовину бык, наполовину человек.
Тезей сам вызвался ехать в Крит в числе жертв. Там он выказал ловкость в борьбе с критянами, чем обратил на себя внимание Ариадны, дочер» Миноса. Ариадна дала Тезею клубок, который он распускал по мере углублении в Лабиринт, Убив Минотавра, Тезей вышел по ариадниной ниш из Лабиринта и отплыл в Афины. Дорогою он забыл выставить на корабле вместо черного флага белый, который должен был служить для Эгея условным знаком победы Увидав издали на возвращавшемся корабле черный флаг, Эгей подумал, что его сын погиб, и бросился в море, получившее с того времени название Эгейского
Тезей воевал вместе с Геркулесом с амазонками. Думают что так назывались славянские женщины, ходившие вместе с мужчинами на войну и храбро сражавшиеся на конях.
26. Троянская война. На северо-западном берегу Малой Азии в древности лежало Троянское царство, заселенное народом, единоплеменным грекам. Столицею его был город Троя, или Илион Греки вели с троянами войну, продолжавшуюся 10 лет (1194— 1184). Подробности этой войны известны из греческой поэмы «Илиада», сочиненной, как полагают, слепым старцем Гомером.
Пред Троянскою войною могущественными греческими государствами были ахейские, находившиеся в Пелопоннесе; самым богатым из них было Микенское со столицею Микены (в Арголиде) некогда царствовал Эврисфей, повелитель Геркулеса. От города Микен до нашего времени уцелели стены и ворота, построенные из громадных камней, несколько сглаженных и положенных один на другой без цемента. Таких построек было много в мифическое время Греции, и назывались они циклопическими так как греки позднейшего времени приписывали возведение их циклопам, или одноглазым великанам.

   Причиною Троянской войны послужило следующее обстоятельство У троянского царя Приама был сын Парис, отличавшийся красивою наружностью. Однажды он гостил у спартанскоф царя Менелая и похитил его жену прекрасную Елену. Чтобы отметить за обиду, греческие цари, или герои, соединились и предприняли поход под Трою. Гегемоном, т. е. главным предводителем, был Агамемнон, царь Микен; из других героев наиболее замечательными были: Одиссей и Ахиллес. Одиссей славился хитростью, Ахиллес — храбростью и искусством бегать (быстроногий) . Тотчас по рождении он был выкупан своею матерью, богинею, в реке подземного царства — Стиксе, отчего его тело сделалось неуязвимым, за исключением пяты, за которую держала его мать.
Троя была защищена циклопическими стенами; греки не могли взять ее приступом и решились на осаду. Они вытащили свои небольшие корабли на берег и укрепились в лагере. На поле, между городом и лагерем, часто происходили битвы. Простые воины сражались в беспорядке, врассыпную или кучками. Герои сражались на колесницах, запряженных парою коней; они метали в неприятеля короткие (метательные) копья или стреляли из лука; когда же недоставало метательных копий и стрел, они соскакивали с колесниц и сражались длинными копьями и мечами, стараясь наносить удары в такую часть тела, которая не прикрывалась ни шлемом, ни бронею (оружие делалось из меди) . С неприятелем, равным по силе и достоинству, герои вступали в единоборство. В «Илиаде» Гомера так рассказывается об единоборстве Ахиллеса с Гектором, самым храбрым из 50 сыновей Приама. У Ахиллеса был друг Патрокл, павший в битве от руки Гектора. Пылая мщением, Ахиллес начал жестоко поражать неприятеля. Гектор решился вступить с ним в единоборство. Встретившись лицом к лицу с соперником, он задрожал и хотел укрыться в городе, но быстроногий Ахиллес погнался за ним, и они три раза обежали вокруг городских стен; наконец остановились и вступили в бой. Ахиллес первый бросил в противника свое копье; Гектор быстро припал на одно колено, и копье пролетело мимо, но богиня Афина подняла его и подала Ахиллесу. Тогда Гектор бросился на  противника с мечом, но тот предупредил его и нанес ему смертельный удар в горло. Привязав труп Гектора к боевой колеснице, Ахиллес привез его к своему лагерю, где и бросил на съедение из его на съедение птицам и собакам. Приам не мог допустить, чтобы самый любимый из сыновей остался без погребения, что у древних считалось бесчестием. Запасшись подарками, он в сопровождении слуги пробрался ночью в стан Ахиллеса, бросился ему в ноги и целовал ему руки говоря
: "Война похитила у меня всех сыновей, остался один, который мог защищать меня и Трою, но тот убит тобою и я пришел к тебе выкупить его тело. Побойся богов, Ахиллес, пожалей меня, я так страдаю, как не страдал еще ни один человек, я целую руки, погубившие моего сына ". Ахиллес смягчился. Тело Гектора было омыто, одето в приличную одежду и отдано Приаму. - За смертью Гектора вскоре последовала и смерть Ахиллеса: он был убит  в пяту стрелою Париса.
27. Разрушение Трои. Троя была взята при помощи хитроумного Одиссея. По его совету был сделан большой деревянный конь, внутри которого спрятались храбрейшие из греков; остальное же войско укрылось за ближайшим островом. Когда трояне вышли из города и увидели коня, они недоумевали, что с ним делать. В это время троянские пастухи привели одного грека, которого они нашли в тростнике. Грек, соучастник Одиссея, рассказал троянам, что этот конь оставлен греками в дар богам и что если трояне ввезут его в свой город, то они впоследствии сами покорят Грецию. Трояне поверили, втащили коня в город и после того долго пировали. Ночью греки, спрятавшиеся в коне, вышли, перебили сонную стражу и впустили войско, которое уже стояло у ворот города. Троя была сожжена и разграблена. Приам убит, а Елена возвращена Менелаю.
28. Одиссей у феакийцев. После разрушения Трои Одиссей, прежде чем прибыл в свое отечество на о-в Итаку, 10 лет блуждал по морю. Приключения его во время странствования описаны в поэтическом произведении — «Одиссея», которое также приписывается слепцу Гомеру.
Однажды после кораблекрушения Одиссей чудесным образом приплыл к острову, заселенному богатыми мореплавателями, феакийцами. Островом управлял царь Алкиной. Царская дочь, пришедшая на берег мыть белье, заметила Одиссея, велела рабыням одеть его и затем указала ему путь ко дворцу своего отца. Войдя во дворец, Одиссей, по обычаю странников, сел на пепле у домашнего очага (садившийся у домашнего очага считался неприкосновенным). Алкиной угостил Одиссея, на другой день представил его народному собранию и просил граждан снарядить корабль для отправления Одиссея в отечество. Алкиной водил его также на площадь, где феакийские юноши упражнялись в бегании, бросании диска, в борьбе и пляске. Одиссей похвалил юношей за пляску, и царь, довольный похвалою, предложил феакийским старейшинам почтить гостя подарками. Одиссею были поднесены одежды, оружие и разные ценные предметы. Затем Алкиной пригласил старейшин острова во дворец на пиршество, во время которого певец, сидевший на почетном месте, под звуки лиры стал воспевать подвиги Одиссея и Ахиллеса. Слушая пение, Одиссей прослезился, и тогда только спросил гостя, кто он такой и что за причина его горя. Герой открыл свое имя и начал рассказывать о приключениях, случившихся с ним после отплытия его из Трои. Все с участием слушали его до самого рассвета. Утром, распростившись с гостеприимным царем, Одиссей на корабле отплыл в отечество. После Троянской войны доряне завоевали ахейские государства в Пелопоннесе и основали там свои республики. Этим завоеванием и оканчивается мифическое время Греции.


ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
СПАРТА.— ЛИКУРГ

29. Ликург. Замечательною дорийскою республикою в Пелопоннесе была Спартанская, занимавшая Лаконию; столичный город республики Спарта — на р. Эвроте. От первого дорийского правителя остались два сына-близнеца, которые царствовали вместе, почему в Спартанской республике всегда было по два царя, нередко враждовавших между собою. В IX в. до Р. X. в Спарте появился законодатель Ликург, происходивший из царского рода; он был опекуном малолетнего царя Харилая и долго путешествовал по образованным странам. Некоторые законы, изданные им, не понравились гражданам, так что они, собравшись однажды на площадь, стали бросать в него камнями. Ликург поспешил к храму, но один злой юноша, по имени Алькандр, нагнал его и выбил палкою глаз. Ликург обернулся, и окровавленное его лицо привело всех в смущение. Народ выдал ему виновного юношу. Ликург взял его к себе и обходился с ним как с сыном, чем смягчил его злой нрав. Утвердив порядок в Спарте, Ликург решился отправиться в Дельфы и спросить пифию, хороши ли его законы; от спартанцев же потребовал, чтобы они поклялись исполнять их до его возвращения. В Дельфах Ликург узнал, что его законы совершенны и что Спарта, оставаясь им верною, усилится. Ответ этот Ликург сообщил в Спарту, сам же не вернулся в отечество, так как не желал освобождать сограждан от данной ему клятвы. Рассказывали также, что он умер в Дельфах голодною смертью.
30. Законы Ликурга не были написаны, и граждане должны были заучивать их на память. Доряне, по законам Ликурга, составляли высший класс, военный, и мирные занятия им воспрещались. Они жили в Спарте, почему и назывались спартиатами. Остальное население Лаконии, состоявшее из покоренных ахеян, делилось на свободных и несвободных,. Свободные жители занимались торговлею. земледелием и ремеслами, а несвободные, илоты работали на спартиатов. В отличие от господ илоты носили старинную ахейскую одежду, состоявшую из меховой шапки и овечьей шкуры, накидывавшейся на плечи.
   Власть царей была ограничена советом из 28 спартиатов, из каждый имел от роду не менее 60 лет; они вместе с царями составляли совет старейшин, которому принадлежала главная власть в республике. Спартиаты, достигшие 30-летнего возраста, от времени до времени сходились на площадь и составляли народное собрание, на котором обсуждались важные дела ' республики, но собрания эти, однако, имели мало силы. Словом в Спарте образ правления был аристократический, т. е. власть принадлежала только высшему сословию, или, как говорили греки, лучшим (гражданам).
   Спартиаты должны были вести одинаковый, простой образ жизни. Так, они, за исключением царей, обедали вместе на площади за общим столом и ежедневно имели одно блюдо, которое называлось «черною похлебкою».
  Все спартиаты, не исключая и царей, жили в деревянных домах, при постройке которых не дозволялось употреблять никаких инструментов, кроме топора и пилы. Воспитание детей в Спарте было суровое. Мальчики с семи лет жили вместе и были приучаемы к разным лишениям: они носили зимою и летом одинаковую одежду и ходили босыми; несмотря ни на какую погоду, ежедневно купались в р. Эвроте, спали на тростнике и т. п. Занятия их состояли в телесных упражнениях (гимнастике) и в военной пляске; они учились также петь военные и религиозные песни и заучивали законы. Старшим они должны были повиноваться беспрекословно и на вопросы отвечать коротко и ясно (лаконизм). В зрелом возрасте спартиаты служили в пограничных городах, занимались охотою и трудными телесными упражнениями.
   При таких порядках спартиаты сделались лучшими воинами Греции. Они смотрели на войну, как на праздник, и пред сражением одевались в лучшие одежды, украшая головы венками. Потеря щита на войне считалась у них большим позором. Одна спартанка, подавая щит отправлявшемуся на войну сыну, сказала: «С ним или на нем» (т. е. победи или умри).
   До Ликурга илоты были страшны для спартиатов; после же Ликурга победители менее боялись побежденного народа, хотя их город Спарта не был окружен стенами. Спарта мало-помалу завоевала большую часть Пелопоннеса и сделалась самым могущественным государством в Греции: ей принадлежала гегемония, т. е. начальство во время войны над союзными греческими войсками.
   Другою замечательною республикою Греции была Аттическая, или Афинская.

АФИНЫ. СОЛОН
 

31. Кодр. Эвпатриды. Аттика издревле была заселена ионийским племенем. Главным городом ее были Афины с гаванью Пи-рей. При завоевании Пелопоннеса доряне хотели завладеть также и Аттикою и вторглись в ее пределы. Афиняне обратились к оракулу; тот ответил, что победит та сторона, предводитель которой будет убит. Афинский царь Кодр, переодевшись простолюдином, пришел в неприятельский лагерь, завел там ссору и был убит. Узнав об этом, доряне испугались и отступили. Знатные афиняне, или эвпатриды, решили, что после Кодра никто не должен титуловаться царем, поэтому его преемники стали называться архонтами, т. е. вождями. Сначала Аттикою правил один яохонт, позднее же власть перешла к эвпатридам, которые избирали из своей среды по 9 архонтов на один год. Пользуясь тем, что не было писанных законов, эвпатриды теснили простой народ обращали несостоятельных должников в рабство, продавали их и т. п. Республике угрожало междоусобие, но оно было предупреждено законами Солона, изданными в 594 г.
32. Жизнь Солона. Солон происходил из рода Кодра. Рассказывали, что его отец разорился, помогая беднякам, почему Солон в молодости был вынужден заняться торговлею. Посещая по торговым делам разные образованные страны, Солон вместе с тем всюду знакомился с местными обычаями и законами. Возвысился он при следующих обстоятельствах: жители области Мегары (доряне) отняли у афинян остров Саламин, важный для рыбной ловли. Афиняне много раз пытались возвратить его, но всегда терпели неудачи, вследствие чего законом была определена смертная казнь тому, кто будет побуждать народ к новому походу. Солон притворился сумасшедшим и явился на афинскую площадь, где прочел перед народом свое стихотворение, в котором говорил о необходимости войны за Саламин. Сначала над Солоном смеялись, как над безумным, но, выслушав до конца его стихотворение, потребовали отмены закона и избрали его в военачальники для завоевания Саламина. Солон овладел островом без больших потерь. После этого эвпатриды избрали его в архонты и поручили издать законы.— Солон начертал свои законы на деревянных столбах пирамидальной формы, вышиною в рост человека, и выставил их в акрополе (афинском кремле). Затем, взяв с граждан клятву, что они будут исполнять его законы в течение 10 лет, он отправился путешествовать в Малую Азию, где посетил лидийского царя Креза. Солон умер 86 лет. 1 реки причисляли его к 7-ми мудрецам.
33. Законы Солона. Прежде всего Солон освободил из рабства афинских должников и запретил афинянам иметь рабов из своих сограждан. Затем он разделил граждан Аттики на четыре класса по их имуществу (доходы с полей). Так как эвпатриды владели лучшими и большими участками земли, то были причислены к первому классу.
   Граждане первых трех классов должны были вносить денежные подати, ходить на войну в своем вооружении и притом без жалованья и т. п.; но зато они могли быть избираемы на общественные должности. Архонты, впрочем, избирались только из эвпатридов, которые за это обязывались делать на свой счет разные пожертвования в пользу республики; как, напр., оснастить корабль, снабдить его матросами и т. п. Граждане четвертого класса не могли занимать должностей, но зато и не вносили денежных податей, на войну призывались только в самое опасное время и содержались на счет казны.
   Граждане всех четырех классов составляли народное собрание, которому Солон предоставил большие права. Так, на нем избирались должностные лица, утверждались новые законы, отменялись старые и пр. Народное собрание происходило на площади; каждое должностное лицо и всякий афинянин, достигший 50-ти лет, могли взойти на кафедру и убеждать народ к принятию того или другого решения. Решение народного собрания могло быть отменено только ареопагом, или высшим судилищем, членами которого делались архонты, безупречно прошедшие свою должность.
Заседания ареопага происходили ночью, без огня, под открытым небом.    Свой приговор судьи выражали посредством камешков, которые они молча бросали или в урну смерти, или в урну помилования. Если число камешков в урнах было одинаково, то в урну помилования добавлялся еще один, называвшийся камешком Афины-Паллады, и обвиняемый отпускался на свободу.
   Солон обратил внимание и на воспитание детей. Ввиду воинской повинности, все афинские юноши обязывались посещать общественные училища, или гимназии, где они занимались только телесными упражнениями. Солон поощрял также обучение детей ремеслам. Заботу об умственном образовании детей Солон предоставлял родителям, при нем уже в Афинах появились училища, в которых дети обучались грамоте, пению и затверживали на память разные стихотворения, в особенности из «Илиады» Гомера.
   Позднее законы Солона были дополнены и изменены. На основании этих изменений граждане низших классов стали принимать такое же участие в управлении республикою, как и эвпатриды. Такое правление греки называли демократическим или правлением демоса, т. е. народа.


ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
 

34. Начало войны с персами. У греков было много колоний на берегах Средиземного и Черного морей. Колонии основывались в местах, удобных для земледелия и торговли. Наиболее богатые колонии находились в Малой Азии (Эфес, Милет и т. д.). Сначала эти колонии были завоеваны лидийским царем Крезом, а затем подчинились персидскому царю Киру. При втором преемнике Кира Дарий I малоазиатские греки восстали против персов, причем им помогли афиняне. Усмирив восставших, Дарий решился на войну с европейскими греками; особенно же ему хотелось наказать афинян, так что он приказал своему служителю говорить ежедневно во время обеда следующее: «Повелитель мой, помни афинян!» Сначала Дарий через своих послов потребовал от греческих государств по горсти земли и по кружке воды к покорности. Многие греческие города исполнили это требование; афиняне же и спартанцы убили послов.
   35 Марафон 490 г. Дарий послал в Грецию войско, состоящее из 110000 человек. Рассказывали, что персы запаслись цепями назначавшимися для пленных, и глыбой мрамора, из которого предполагали сделать памятник и поставить его на месте победы. Персидское войско высадилось в Аттике, на равнине при Марафоне. Афиняне послали к спартанцам скорохода просить помощи. Те обещали, но, по закону, не могли выступить в поход ранее полнолуния и поэтому опоздали. Афиняне вышли против персов в числе 10000 человек. При виде многочисленного неприятеля на Марафонском поле ими овладел страх; некоторые хотели даже бежать. В числе афинских военачальников (стратегов) был Мильтиад, знавший нравы и военные обычаи персов; он убеждал афинян не бояться варваров. Когда наступил его очередной день командования, он искусно поставил войско в боевой порядок и вступил с персами в битву. Обе стороны сражались храбро, но персы не устояли и обратились в бегство, оставив грекам свой лагерь. Радость афинского войска была велика; один афинянин, прибежав с поля битвы на городскую площадь, прокричал: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» — и пал мертвым от утомления.
  36. Фемистокл и Аристид. Греки после Марафонского поражения считали войну с персами оконченною, но в числе афинян был один знатный гражданин, который полагал, что война с персами только началась и что персов можно победить исключительно при помощи флота; это был Фемистокл. После Марафонской битвы он сделался задумчивым и избегал встреч с друзьями Когда его спрашивали о причине такой перемены, он отвечал: «Лавры Мильтиада не дают мне покоя». Сделавшись должностным лицом, Фемистокл стал убеждать афинян завести флот. Против этого был Аристид, считавшийся самым честным и справедливым из эвпатридов. Он опасался, чтобы заботы о флоте не отвлекли внимания афинян от сухопутного войска, одержавшего такую блестящую победу при Марафоне. Мнение Аристида поддерживалось многими афинянами, и потому в народном собрании часто происходили споры и волнения. Аристид, возвращаясь однажды с шумного народного собрания, сказал: «Афиняне не успокоятся, пока не бросят меня и Фемистокла в баратрон (яма, в которую бросали тела казненных преступников). Наконец Аристид, по решению народного собрания, был изгнан из Афин (остракизмом). По удалении Аристида предложение Фемистокла об усилении флота было принято. Деньги добыли главным образом: в горе Лаврионе (в Аттике) были серебряные руды, доход с которых афиняне делили между собою; Фемистокл убедил граждан отказаться от дележа и обратить доход на общее дело,  именно на сооружение флота. Пока строились корабли афиняне приучались грести веслами, управлять рулем, парусами и т.д.

37. Поход Ксеркса. Предположение Фемистокла о неизбежности войны с персами оправдалось. Дарий готовился к новому походу, но умер во время приготовлений. Его сын Ксеркс выступил против греков с громадным войском и большим флотом. Для переправы войска в Европу на Геллеспонте были наведены два моста из судов, но буря снесла их. Царь в гневе приказал наказать море бичами, а мастеров — казнить. Наведены были новые мосты. Переход войска через Геллеспонт продолжался семь дней и семь ночей. После этого был произведен счет войску: отсчитали и плотно поставили толпу в 10 000 человек и обвели ее кругом загородью, затем огороженное пространство 170 раз наполняли пехотою и 10 раз конницею. Это полчище состояло из воинов, принадлежавших ко всем народам, подвластным Персии. Лучшими из воинов считались сами персы и мидяне, но они были легко вооружены. Оборонительное оружие их состояло из деревянного щита, льняной брони и войлочной шапки вместо шлема; при нападении же они употребляли луки и сабли. Греческие же воины, причислялись ли они к тяжеловооруженным или к легковооруженным, имели брони, шлемы и щиты из железа; при нападении оружием у тяжеловооруженных были длинное копье и меч, у легковооруженных — метательное, или короткое, копье. Но зато мидяне и персы блистали пышностью наряда и золотом; особенно отличалась царская гвардия, или 10 000 бессмертных, названная так потому, что число воинов в ней было всегда одинаково.
38. Леонид при Фермопилах. Северная Греция покорилась Ксерксу без сопротивления, другие же греки, особенно спартанцы и афиняне, приготовились к борьбе. Для защиты Фермопильского прохода было послано немногочисленное войско под начальством Леонида, спартанского царя. Ксеркс, подойдя к Фермопилам, отправил к Леониду посла с требованием выдать оружие. «Приди и возьми», — отвечал Леонид. Ксеркс приказал взять греков живыми, но посланные для этой цели персы были отражены. Тогда Ксеркс двинул на отряд Леонида своих «бессмертных». Греки, тесно сомкнув щиты, целый день отражали неприятеля. Изменник Эфиальт показал персам узкую тропинку и сам провел их через гору Эту, в тыл Леониду. Заметив, что персы обходят его, Леонид отпустил союзников, сам же с 300 спартанцев и 700 других храбрецов остался защищать Фермопилы. Неприятели напали на отряд Леонида спереди и с тыла, и все греки пали. На месте битвы был поставлен памятник с надписью: «Странник, возвести лакедемонянам, что мы пали здесь все, повинуясь законам!»
39. Сражение при Саламине 480 г. После смерти Леонида персы вторгнулись в Среднюю Грецию и начали опустошать ее. Афиняне еще ранее спрашивали у Дельфийского оракула, как им поступить. Пифия отвечала: «Когда все падет, Зевс, ради богини Афины, все-таки сохранит неприкосновенными деревянные стены. Фемистокл объяснил, что под деревянными стенами нужно разуметь союзный греческий флот, стоявший у Саламина. Одни афиняне способные к войне, перешли на корабли, другие же удалились на Саламин, в Пелопоннес и т. д. В городке остались лишь немногие старики и нищие, которые, толкуя ответ пифии буквально оградились в акрополе деревянными стенами. Персы пришли в опустелые Афины, сожгли их и опустошили всю Аттику. В то же время к афинской гавани Пирею подошел персидский флот. Близость неприятеля навела страх на начальника греческого флота, спартанца Эврибиада, и он решился отступить. Но Фемистокл воспротивился этому, считая позицию при Саламине удобною для сражения. В пылу споров Эврибиад замахнулся палкою на Фемистокла. «Бей, но выслушай»,— спокойно заметил тот. Когда же Эврибиад дал приказание готовиться к отплытию, Фемистокл прибегнул к хитрости: притворившись изменником, он послал к Ксерксу своего верного раба сказать, что греки ссорятся между собою и хотят бежать от верной гибели. Ксеркс поверил и приказал своему флоту двинуться ночью к Саламину. В эту ночь Аристид, возвращенный из изгнания, пробирался к греческому флоту. Увидев шедшие к Саламину персидские корабли, он поспешил к Эврибиаду, чтобы предупредить его об опасности. Последний дал приказание готовиться к бою. Сражение началось рано утром. Персидские корабли были больших размеров, глубоко сидели в воде и плавали медленно; по недостатку места в узком проливе они сталкивались друг с другом, садились на мель и т. п. Греческие же триеры, небольшие по размерам, сидели в воде неглубоко, свободно передвигались, пробивали острыми носами неприятельские корабли и искусно увертывались. Персидские матросы, за исключением финикиян, не умели плавать и на воду смотрели, как на могилу; греки же не боялись воды, так как с детства приучались плавать. На стороне греков особенно храбро сражались афиняне под предводительством Фемистокла, со стороны же персов отличилась карийская царица Артемизия. Спасаясь, между прочим, от преследования одной афинской триеры, она пустила ко дну мешавший ее бегству персидский корабль. Ксеркс, наблюдавший за битвою с высокого золотого трона, поставленного на аттическом берегу, думал, что Артемизия потопила неприятельский корабль, и велел своим писцам записать ее подвиг, сказав при этом: «Женщины у меня сделались мужчинами, а мужчины — женщинами». Вечером персы отступили, потеряв множество кораблей и людей. Ксеркс пал Духом и возвратился в Малую Азию. Рассказывали, что он переправился через Геллеспонт на рыбачьей лодке. Оставленное им лучшее сухопутное войско было разбито греками в Беотии (при г. Платее, 479 г.).
   Греческий народ единодушно считал Фемистокла своим освободителем. Спартанцы поднесли ему оливковый венок, что служило наградою за мудрость и искусство. На Олимпийском празднике греки приветствовали Фемистокла громкими восклицаниями и занимались им более, чем состязаниями.
"Этот день был лучшим в моей жизни", - говорил Фемистокл своим друзьям.
     

сс.16-28

Далее
 


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008