НАРОДЫ, СОБЫТИЯ И ЛИЦА ИЗ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

   В древнюю историю входят следующие народы: египтян; евреи, финикияне, вавилоняне, ассирияне, мидяне, персы, грей римляне и отчасти кельты.

ЕГИПТЯНЕ
 

   1. Страна. Египетское царство существовало, как полагаю ученые, около 4000 лет. Оно находилось в северо-восточной части Африки, в нильской долине, между горами Ливийскими и Аравийскими. Почва в Египте песчаная и каменистая, клима-жаркий и сухой, дожди выпадают редко, так что в некоторы: местностях их не бывает по целым годам. Но несмотря на это Египет вследствие ежегодного разлития р. Нила считался в древности плодороднейшею страною: посев и жатва в некоторых места; происходили три раза в год, и зерно родилось сам-300. В цветущее время Египетского царства по берегам р. Нила лежалс несколько тысяч городов, между которыми особенно процветали столичные: Фивы в Верхнем Египте и Мемфис - в Среднем. Все египетские города погибли, и только от некоторых из них сохранились развалины.
 

   2 . Классы населения. Фараоны. Египтяне были хамиты и де лились по роду своих занятий на низшие и высшие классы К низшим, или подчиненным, классам принадлежали: земледельцы, пастухи, ремесленники, кормчие и т. д. Занятия низших классов были наследственны, так что сын пастуха делался пастухом, сын кормчего - кормчим (египтяне плавали только по Нилу, моря же боялись и называли его «проклятым»). Рознь в низшем населении была так велика, что лица различных классов не употребляли пищи из одного сосуда. Служение богам и защита государства  от врагов считались священными обязанностями, поэтому жрецы и воины составляли высший класс и пользовались большими преимуществами. Жрецы обязывались вести добродетельную жизнь; символом душевной чистоты их служила чистота телесная, поэтому они ежедневно два раза купались. Жрецы считались главными советниками фараонов, и они одни только занимались искусствами и науками. Некоторые ученые думают, что египетские жрецы положили начало искусствам: архитектуре, скульптуре, живописи, и наукам: астрономии, геометрии, арифметике и др.
   Желая вперед определить разлитие Нила и убыль воды, жрецы набдюдали за небесныи светилами, и таким образом возникла наука астрономия енаблюдая за высотою разлива р.Нила, жреецы измеряли места, покрываемые и непокрываемые водой  при полном и неполном разливах, такие же измерения и вычисления они должны были сделать  лап при проведении каналов, в равно при устройстве могил для мумий. -  таким образом возникли науки: геометрия, или наука об измерении земли, и арифметика, или наука о числах (названия наук греческие).
   Вообще египетские жрецы обладали обширными сведениями, почему в древности Египет назывался страною мудрецов. Но свои сведения жрецы хранили в тайне и передавали их только своим детям, избранным лицам и фараонам. Фараоны, или египетские цари, причислялись к классу воинов. Они управляли Египтом неограниченно и титуловались «сынами солнца», т. е. Бога. В частной жизни фараоны подчинялись главным жрецам, которые предписывали им пищу, образ жизни и занятия для каждого часа дня.
   Национальное одеяние египтян состояло из передника: простые египтят носили один короткий передник, жрецы и воины носили по два и более, причем передники эти иногда имели вид юбки. Передники фараонов приготовлялись из тонкой дорогой материи; кроме того, фараоны, равно как и все знатные, носили накидку, покрывавшую плечи; у главных жрецов накидка заменялась шкурою леопарда. Внешними знаками власти фараона были скипетры, причем скипетры эти чаще всего имели вид посоха и трехконечного бича, что служило символом земледелия и скотоводства или же символом того, что фараоны всегда были готовы защищать своих подданных; на головном уборе фараонов находились также разные символические знаки.
   В числе замечательных фараонов были: Аменемха III, живший в XXII в. до Р. X., и Сезострис Великий — в XIV в. Аменемха III прославился тем, что приказал выкопать бассейн (более 60 верст в окружности и около 50 саж. глубины) в местности, называемой ныне Файум, по левую сторону Нила, к юго-западу от Мемфиса. Когда во время разлива нильская вода поднималась выше, чем следовало, то излишек ее входил в бассейн; в то же время, когда разлив был невелик, вода из бассейна посредством каналов отводилась обратно в Нил. Этот бассейн известен в истории под именем «Меридова озера».
   Сезострис Великий, или Рамзес, как рассказывают, воспитывался вместе с мальчиками, родившимися с ним в один день. С ними он приучался к суровой жизни: ел только после продолжительной ходьбы, охотился на зверей и вступал в единоборство с дикими обитателями Африки. На 18-м году Сезострис взошел на престол и царствовал более 60 лет. Товарищи его детства, в числе 1700, сделались его первыми слугами и военачальниками. Сезострис завоевал некоторые земли в Африке, в Азии и привел в Египет  множество пленников; между ними находились и цари, которых он заставлял возить себя на колеснице. Другие пленные должны были работать при сооружении храмов и дворцов в других городах. Вместе с пленными Сезострис обременял работами и своих подданных, причем непокорные были жестоко наказываемы...
 

   3. Памятники искусств. По верованию египтян, душа, по смер. ти человека, только на время покидала тело, а затем опять возвращалась, вследствие чего египтяне особенно заботились 0 том, чтобы предохранить от гниения тела умерших. Тела знатных и богатых бальзамировались, высушивались, обвивались ценными тканями и помещались в два гроба: деревянный и каменный (саркофаг). Такие набальзамированные тела назывались мумиями и сохранялись в склепах. Фараоны, жившие в Мемфисе, еще при жизни воздвигали для себя усыпальницы, называвшиеся пирамидами; это были четырехугольные каменные здания, которые кверху постепенно суживались и оканчивались тупым шпицем или небольшою площадкою. Недалеко от развалин древнего Мемфиса и поныне стоят пирамиды, числом более 60. Самая высокая из них (460 футов) была построена фараоном Хеопсом за 3000 лет до Р. X. Рассказывают, что над нею работало 100000 человек в течение 20 лет. Для фараонов, живших в Фивах, склепы выкапывались в соседних горах. Возле склепов воздвигались храмы, от которых в настоящее время остались только развалины. Египетские храмы, подобно пирамидам, строились из камня (без цемента) и состояли из двора, святилища и помещений для жрецов; насколько они были обширны, можно судить по тому, что на одной незначительной части развалин такого храма ныне находится целая деревня. У храмовых ворот ставились статуи, обелиски и сфинксы. Статуи изображались обыкновенно в сидячем положении; некоторые из них были громаднейших размеров, почему их называли колоссами. Под обелисками разумелись высокие четырехугольные, кверху суживавшиеся колонны, высеченные из цельного гранита. Сфинксами назывались каменные изваяния львиного туловища с человеческою или бараньей головою. Кроме храмовых развалин, в Египте сохранилось много развалин от дворцов. Самый обширный дворец Лабиринт, построенный фараоном Аменемхою III, стоял недалеко от Меридова озера; в нем заключалось 3000 комнат, из которых половина была под землею. В этом дворце находились святилища богов, чтимых в Египте (Нил, солнце, луна, ветер Самум и т. д.); боги эти изображались или в виде человека, или же в виде человеческого туловища с головою какого-нибудь животного. Египтяне чтили также животных, как-то: быка Аписа, кошек, крокодилов и т. п.; в той области, где находился Лабиринт, особенно чтились крокодилы, поэтому в Лабиринте содержалось несколько таких жи вотных. Стены и колонны в храмах и дворцах, склепы и т. п покрывались барельефными и живописными изображениями, представлявшими религиозные процессии и разные сцены из жизни фараонов и других египтян. Кроме барельефных и живописных изображений, египетские памятники, в особенности обелиски и сфинксы, покрывались вырезанными письменами, называвшимися иероглифами, т. е. священными письменами. Одни иероглифа изображали какие-либо предметы и имели символическое знаки: так например, чаша с водою, льющеюся через края, означала разлитие Нила; круг с крестом внутри означал землю. Другие иероглифы представляли буквы, причем для обозначения одной и той же буквы существовало несколько знаков. - Египетские здания и обелиски сооружались под руководством жрецов.
 

ЕВРЕИ И ФИНИКИЯНЕ
 

   4 Авраам в Ханаане. Палестина, или Святая земля, сначала называлась Ханааном. Древнейшие обитатели ее, ханаанитяне, были одного племени с египтянамм (хамиты). Более чем за 2000 лет до Р. X. в Ханаан пересели кя из Месопотамии праотец Авраам со своею семьею. Туземцы ьазвали его евреем, т. е. пришельцем, и это название сохранилось за всеми его потомками. Ханаанитяне, как и все другие народы того времени, потеряли веру в единого Бога и поклонялись идолам; один Авраам оставался почитателем истинного Бога и получил свыше обетование, что из его рода произойдет Спаситель мира (Мессия). Внук Авраама Иаков, называвшийся Израилем, имел 12 сыновей, которые сделались родоначальниками 12-ти еврейских колен.
 

   5. Евреи в Египте. Вследствие голода в Ханаане Иаков со всею своею семьею переселился в Египет, где жил его сын Иосиф. В это время египтяне подчинялись семитам — кочевникам, известным в истории под названием царей-пастухов. Последний фараон из этого пастушеского племени (Афобис) возвел Иосифа, привезенного в Египет рабом, в жреческое сословие и сделал первым сановником, в знак чего вручил ему перстень с своей руки; этот же фараон благосклонно принял Иакова со всею его семьею и поселил в Нижнем Египте, по правую сторону нильской дельты, в округе Гесем, богатом пастбищами. Египтяне изгнали царей-пастухов, но соплеменники последних, евреи, удержались в области Гесем; египтяне презирали их, как иностранцев и кочевников, и сносились с ними только по нужде, при найме в работники, в пастухи и т. п. Когда же евреи сильно размножились (70 человек при Иакове, а через 400 лет, при Моисее, было более 600 000 мужчин 21 года), фараон Сезострис В. стал обременять их работами при постройке городов и крепостей в Нижнем Египте; работы эти были так тяжелы, что вошли в поговорку.Особенно же угнетал евреев второй преемник Сезостриса В., Тутмозис I; он думал даже перебить всех еврейских первенцев. Избавителем еврейского народа от египетского рабства был избранник Божий Моисей, происходивший из колена Левиина. Члены этого колена заимствовали от египтян искусство письма сведения из разных наук и ремесл. Сам Моисей, усыновленный дочерью фараона, получил образование, одинаковое с египетскими  жрецами.
   6. Выход евреев из Египта 1325 г. Утверждение их в Ханаане. Фараон Тутмозис IV, потеряв единственного сына во время десятой  Моисеевой казни, отпустил евреев из Египта 1325 г.; но, раскаявшись, он бросился за ними в погоню и погиб со своею отборною конницею и с колесницами в Черном море. После долгих и трудных странствований по пустыням евреи под предводительством Иисуса Навина возвратились в Ханаан и скоро завоевали его. Вместе с завоеванием Ханаана евреи оставили кочевой образ жизни и стали заниматься земледелием. Усиление еврейского народа начинается со времени первого царя Саула. Второй царь - Давид назначил своею столицею г. Иерусалим и учредил постоянное войско с боевыми колесницами. В правление сына Давида Соломона (1033—933 гг.) Еврейское царство достигло высшей степени процветания; но при нем же в нравах еврейского народа произошла перемена к худшему, что частью зависело от сближения евреев с финикиянами.
 

   7. Финикия лежала на морском берегу, на север от Палестины. Почва Финикии была плодоносна, а по склонам соседних Ливанских гор рос строевой лес: кедр, ель и кипарис. По берегу Финикии лежало много городов, причем каждый город с округом составлял особое государство. Наиболее замечательные города — Сидон и Тир. Финикияне были семиты и славились как искусные мореходы и купцы. Сначала финикияне не ценили моря, но, доплыв до о-ва Кипра, богатого медною рудою, они стали плавать далее и мало-помалу основали колонии в Греции, на Пиренейском полуострове и на северном берегу Африки. Отважнейшие из финикиян плавали по Атлантическому океану и доходили до Нормандии и Великобритании; через Красное море они входили в Индийский океан и доезжали до Индии.- С о-ва Кипра финикияне вывозили медь; из Греции - лес и пурпуровые раковины, из Испании - серебро, из Англии - олово («Оловянные острова»), из Нормандии - янтарь, привозившийся в эту страну из Пруссии, из Индии - драгоценные камни.
   Финикияне прославились также разными открытиями и изобретениями. Так, полагают, что они первые стали обрабатывать руду; из сплава меди и олова они составили бронзу, долгое время служившую для приготовления оружия и различных украшений. Финикияне же первые стали окрашивать в пурпуровую окраску льняные и шерстяные ткани; ткани эти, известные в Св. Писании под названием виссона, ценились высоко и шли на одеяния царей и знатных. Финикияне также изобрели при помощи египетских письмен азбуку; они же приписывали себе честь изобретения стекла, но в действительности стекло было изобретено египтянами. Вообще финикияне сделали много полезного, но были нелюбимы другими народами за обманы при торговле и за похищение женщин и детей, которых они продавали на невольничьих рынках.
 

   8. Соломон и Хирам. С самого начала занятия Ханаана евреи жили в дружбе с финикиянами; Соломон же был в родстве с Хирамом, царем тирским. Хирам посылал Соломону кедровый лес и золото в обработанном виде и, сверх того, отпустил к нему архитекторов каменщиков и других мастеров, которые и возвели Иерусалимский храм 1010 г. Соломон учредил торговый флот на Красном море; корабли его ходили вместе с кораблями Хирама в Индию откуда привозили золото, слоновую кость и т. п. Евреи полюбили торговлю и многие разбогатели, но вместе с тем между ними  стало распространяться идолопоклонство, и позднее в Иерусалиме и Самарии даже были воздвигнуты храмы в честь финикийского бога Ваала. Пороки и разделение Еврейского царства на Индейское и Израильское (953 г.) ослабили еврейский народ, чем и воспользовались ассирияне и вавилоняне.
Евреи оставили после себя письменные памятники высокой важности, это - священные книги Ветхого Завета.


АССИРИЯНЕ И ВАВИЛОНЯНЕ
 

   9. Страна и народ. В области рр. Тигра и Евфрата находились два древнейших государства Передней Азии: Ассирийское и Вавилонское. Ассирия лежала по среднему течению р. Тигра и по отрогам Иранского плоскогорья; столицею ее был г. Ниневия на р. Тигре. Вавилонское царство лежало на равнине по нижнему течению рр. Тигра и Евфрата; столицею его был г. Вавилон на р. Евфрате...
   Местность, где рр. Тигр и Евфрат наиболее отдаляются одна от другой, в древности называлась Месопотамией, т. е. Междуречьем. Климат Месопотамии и Вавилонии был жаркий, дожди выпадали редко; но, несмотря на это, почва была плодородна, особенно в Вавилонии вследствие разлива рек. Пшеница и ячмень родились в этой местности сам-200, иногда сам-300. Ассирияне и вавилоняне принадлежали к семитическому племени и говорили на одном языке; в обычаях их и в религии было много общего.
 

   10. Ассирийское царство. Ассирияне были весьма воинственны и завоевали много стран. В XI в. ассирияне владели Иранским плоскогорьем и странами от Кавказа до Персидского залива. Когда Еврейское царство ослабло, ассирийские цари решили утвердиться на берегах Средиземного моря. Так, царь Салманассар опустошил Финикию, кроме г. Тира, и наложил дань на царство зраильское, а преемник его Саргон в 721 г. совершенно подчинил Израильское царство, причем способные носить оружие были В плен в Ассирию. Последним ассирийским царем был Сарданапал Против него восстали подвластные Ассирии вавилоняне и в союзе с мидянами осадили Ниневию. Этот город был обширен и многолюден, и его окружали высокие стены...
  Было пророчество, что Ниневию никто не может взять силою и только р. Тигр будет ее врагом. Действительно, неприятели три года осаждали столицу и не могли взять ее, но пошли проливные дожди, Тигр сильно поднялся и своим течением разрушил часть городских стен. Вавилоняне и мидяне вошли в город. Сарданапал с отчаяния сжег себя на костре вместе с женами и сокровищами. Город был разрушен 606 г., и Ассирийское царство, существовавшее около 1000 лет, пало.
 

   11. Вавилонское царство. Место Ассирийского царства заняло царство Вавилонское (Ново-Вавилонское). Первым царем его был Набополассар, покоритель Ниневии. Сын его, Навуходоносор, захватил все финикийские города, но Тира не мог завоевать, хотя и осаждал его так долго (13 л.), что, по словам пророка Иезекииля, «головы воинов его сделались лысыми, и плечи их ободрались». Навуходоносор завладел также Иерусалимом и отослал пленниками в Вавилонию царя Иохима II, знатных и богатых граждан (Даниил, Анания, Азария и Мисаил) и ремесленников. Преемник Иохима II, царь Седекия, поклялся быть верным Навуходоносору, но нарушил клятву, хотя пророк Иеремия и предостерегал его. Тогда Навуходоносор, 587 г., вторично завладел Иерусалимом, причем сыновья Седекии и все сановники были казнены, самому же Седекии выкололи глаза и в двойных оковах отвели в Вавилон. Все жители царства, кроме бедняков, были рассеяны по городам Вавилонии. Храм Соломона и стены Иерусалима были разрушены. Навуходоносор, при помощи пленных финикиян, евреев и других народов, украсил и укрепил Вавилон, так что его называли «Золотым городом халдеев». Главную достопримечательность Вавилона составляли висячие сады, это были высокие четырехугольные террасы, стоявшие на арках и возвышавшиеся одна над другою. На каждой террасе было насыпано столько земли, что в ней могли держаться корнями самые большие деревья, которые орошались водою, проведенною с помощью машин из Евфрата. Вавилон был весьма обширен и окружен такими толстыми стенами, что по ним могли рядом ехать шесть колесниц. Навуходоносор называл свою столицу «Несокрушимою», так как был уверен, что никто не может взять ее; но менее чем через 40 лет после его смерти Вавилоном завладели персы.
   Вавилоняне вели обширную торговлю и изобрели монету, весы и т. д.
 

   12. Памятники искусств в Ассирии и Вавилонии. Волхвы. В нынешнем столетии под грудою мусора отысканы остатки дворцов в Ниневии и в одном соседнем городе, а также остатки храмов в Вавилонии. Дворцы строились из жженого и из высушенного на солнце кирпича, причем цементом служила смола. Они состояли из множества зал, небольших комнат и длинных галерей. Внутренние стены комнат и потолки покрывались разноцветными рисунками и рельефными (выпуклыми) изображениями, представлявшими сцены из жизни царей. Свет в залы дворца проходил через двери и через отверстия в крыше. Входы во дворец украшались каменными изваяниями, изображавшими быков с крыльями и человеческою головою. Храмы вавилонские также строились из кирпича и имели вид четырехугольной башни в 7 этажей (по числу 7-ми планет), которые все были одинаковой высоты, ширину же и длину каждый верхний этаж был менее нижнего, что вся башня походила на пирамиду с уступами. Капище идола находилось в нижнем или среднем этаже; в некоторых храмах, сверх того, было капище наверху, которое имело куполообразную крышу. Некоторые храмы были выше самой высокой пирамиды (600 ф.) . По образцу храмов при дворцах устраивались башни для наблюдения за небесными светилами. Наблюдениями занимались жрецы, называвшиеся в Вавилонии халдеями или волхвами. Они точно могли определять время затмения солнца и луны. При наблюдениях волхвы измеряли время изобретенными ими водяными часами и самые наблюдения записывали на кирпичах, употребляя письмена, которые называются гвоздеобразными или клинообразными (этими письменами покрывались стены и столбы во дворцах).
   Национальную одежду ассириян составляла рубашка. Простой народ носил рубашку до колен и кушак; знатные сверх рубашки носили еще накидку. Одеяние царей состояло из длинной разноцветной, узорчатой рубашки (узорчатые материн искусно приготовлялись вавилонянами), сверх рубашки надевалась царская мантия темно-фиолетового цвета, усеянная золотыми звездочками и обшитая бахромой. На голову надевалась белая войлочная шапка, или митра, имевшая вид конуса; от золотого ободка нижнего края митры спускались две ленты, вероятно, пурпурового цвета. Обувь покрывала подошву и пятку (низшее население, подобно египтянам, ходило без обуви). Дорогой посох, длиною в рост человека, составлял принадлежность царя. Ассирияне, подобно египтянам, носили парики и накладные бороды.


МИДЯНЕ И ПЕРСЫ
 

    13. Мидийское царство. В древности в северо-западной части Иранского плоскогорья жили мидяне и персы, принадлежавшие к арийскому племени. Область мидян называлась Мидиею, область персов - Персидою. Мидяне долгое время подчинялись ассириянам. Сделавшись свободными, они избрали в цари Дейока, уважаемого и умного крестьянина. Дейок приказал построить на высоком холме столицу Экбатану (ныне Гамадан) и окружить ее семью рядами стен, возвышавшихся одна над другою. За первой стеной, на самой вершине холма, находились царский дворец и нохранилище. Не желая встречаться с прежними товарищами - крестьянами, Дейок не выходил из дворца и сносился с подданными через своих слуг. При преемниках Дейока мидяне завладели всеми народами Иранского плоскогорья и после разрушения Неневии захватили земли Ассирийского царства лежавшие по левую сторону р. Тигра.



ПЕРСИДСКИЙ ЦАРЬ КИР


   14. Воцарение Кира 559 г. Последний индийский царь Астиаг был нелюбим своими подданными за жестокость. Персы под предводительством Кира, происходившего из знатного рода, восстали против Астиага и при помощи самих же мидян низвергли его. Кир был избран в цари и сделался основателем Персидского царства.
   О воцарении Кира существовало следующее сказание. Астиаг видел однажды сон, что на груди его дочери Манданы выросло дерево, покрывшее своею тенью всю Азию. Маги (жрецы) объяснили Астиагу, что Мандана родит сына, который будет опасен для его власти. Астиаг отдал свою дочь в замужество за знатного перса Камбиза, полагая, что рожденный от подчиненного племени не может домогаться власти в Мидии. Когда у Манданы родился сын, Астиаг для большего спокойствия приказал вельможе Гарпагу умертвить новорожденного. Гарпаг поручил исполнить это пастуху, но тот воспитал младенца, как своего сына, и назвал его Киром, т. е. солнцем.
   Однажды, во время игры со сверстниками, Кир, выбранный ими в цари, наказал сына одного вельможи розгами. Вельможа пожаловался Астиагу, который потребовал к себе пастуха и Кира. Во время допроса Астиаг узнал своего внука и оставил его при себе, а Гарпага жестоко наказал за ослушание. После того Астиаг снова созвал магов, желая узнать, не должен ли он и теперь остерегаться Кира. Маги отвечали, что Кир был уже царем, и нет больше причин его опасаться. Астиаг отослал внука в Перейду, к родителям, и позднее даже назначил его правителем Персиды. Кир приобрел любовь персов. В это время Гарпаг склонил Кира к восстанию против деда. Услышав об этом, Астиаг приказал распять на кресте снотолкователей, которые уверяли, что Кир для него безопасен, и выслал против бунтовщиков войско под предводительством Гарпага. Гарпаг перешел на сторону Кира, после чего оба войска пошли против Астиага. Царь был ранен и взят в плен, а персы и мидяне провозгласили царем Кира.
 

    15. Завоевание Лидии. Против Кира составили союз цари: лидийский, египетский и вавилонский. Лидийское царство лежало в Малой Азии; царем Лидии был Крез, славившийся своим богатством (оттуда поговорка: «богат как Крез»). Обнадеженный предсказанием греческого (Дельфийского) оракула, Крез, не дождавшись союзников, начал войну с персами. У Кира были верблюды, на которых сидели воины; своим видом и запахом верблюды произвели расстройство в лидийской коннице, благодаря чему персы одержали победу над лидянами. Крез был взят в плен в своей столице Сардах и присужден Киром к сожжению. Когда его положили на костер, он воскликнул: «О Солон, Солон!» Кир остановил казнь и спросил, что значит это восклицание. Крез отвечал, что однажды у него был в гостях греческий мудрец из г. Афин Солон, которому он показал все свои сокровища и спросил его, кого он считает самым счастливым человеком. Крез был вполне уверен, что мудрец укажет на него, но, к его удивлению, Солон назвал имена нескольких простых греков и прибавил: «Царь, ты, как я вижу, богат и повелеваешь многими народами; но я не назову тебя счастливым до тех пор, пока не услышу, как ты окончишь свою жизнь. Во всяком деле нужно смотреть на то, как оно  оканчивается». Кир задумался о перемене счастья и даровал Крезу жизнь.

    16 Взятие Вавилона. Освобождение иудеев из плена. Покорив Лидию, Кир пошел против Вавилона. После безуспешной осады он велел отвести р. Евфрат в соседнее озеро и в ночь одного праздника, когда вавилоняне предавались пьянству, провел своих воинов город по руслу Евфрата. Вавилонский царь Валтасар погиб в своем дворце во время пиршества, многие жители были перебиты, сокровища разграблены, городские же здания остались неприкосновенными, и позднее Вавилон был в числе столиц Персидского царства. С Вавилонским царством Киру подчинились Финикия, Сирия и Палестина.
   В 538 г. Кир издал приказ, по которому всем иудеям, рассеянным по землям Вавилонского царства, позволялось возвратиться в свою страну, восстановить Иерусалим и построить храм. Таким образом прекратилось Вавилонское пленение.
 

   17. Свойства и конец Кира. Кир ввел при своем дворе обычаи н церемонии азиатских царей: являлся перед народом на роскошной колеснице или верхом на лошади, украшенной драгоценною сбруею; пешком ходил только от одного дворца к другому, и тогда его путь устилался коврами. Все приближавшиеся к царю должны были падать ниц. В частной жизни Кир остался верен древним персидским обычаям: носил кожаную одежду (шапка, кафтан, шаровары и башмаки), питался простою пищею и не пил вина...
   Рассказывали, что Кир пал в битве со скифским народом массагетами и что царица этого народа положила отрубленную его голову в кожаный мешок, наполненный кровью, сказав при этом: «Напейся крови, которою ты не мог насытиться при жизни».
   Тело Кира покоилось в г. Пасаргадах в роскошной гробнице со следующею надписью: «О человек! Я - Кир, даровавший персам царство и господствовавший над Азиею, поэтому не завидуй моей гробнице!»
 

КАМБИЗ

    18. Киру наследовал его сын Камбиз, вознамерившийся завоевать Африку. С многочисленным войском он вторгнулся в и после одной битвы завладел Мемфисом и обратил Египет в персидскую провинцию (525 г.). Фараон Псамменит был казнен. По завоевании Египта Камбиз пошел на юг, в Эфиопию, о богатствах которой рассказывали чудеса. Во время похода по пёсчанной пустыне в войске Камбиза скоро начался голод, так что воины выделяли из своей среды десятого человека и убивали его на съедение. Камбиз поспешно возвратился в Мемфис. В то время в этом городе происходили празднества в честь найденного нового быка Аписа. Подумав, что египтяне радуются его неудаче, Камбиз приказал жрецов высечь розгами, а Аписа заколол. (Может быть, Камбиз поступил так и из презрения к религии египтян. Сами персы поклонялись богу добра Ормузду и считали священным огонь — символ Ормузда)...
   Между тем в отсутствие Камбиза один мидянин завладел персидским престолом. Садясь на коня, чтобы ехать в Персию, царь нечаянно ранил себя мечом и от этой раны умер, не оставив детей. На персидский престол был избран родственник Камбиза, царствовавший под именем Дария I Гистаспа. При нем персы вступили в войну с греками.

сс.6-16

Источник: Учебники дореволюционной России по истории./Сост.:Т.В. Естеферова.- М.,Просвещение, 1993

Далее


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов


© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008